Интервью генерального директора АО «ЛГМ» РОМАНА ВИКТОРОВИЧА ПЫХТИНА


В XXI веке большая часть внимания со стороны государства сосредоточена на кластере машиностроения. Современное машиностроение быстро развивается и занимает твердые позиции на внутреннем и международном рынке. Революционную роль в развитии производственных сил играет технологических прогресс и формирование необходимых комплексноцелевых программ для предприятий машиностроительного комплекса. Темп прироста производительности труда в нашей стране повысился на порядок быстрее, чем в передовых странах.

Сегодня наша редакция решила познакомится с одним из лидирующих московских машиностроительных предприятий АО «ЛГМ», которое занимается производством электронасосов для военно-морского и гражданского флота страны, атомной промышленности и других отраслей экономики.

Что за предприятие, как оно работает и чем уникальна его продукция, специально для МПР рассказал генеральный директор АО «ЛГМ» Роман Викторович Пыхтин в своем интервью.

Роман Викторович, давайте начнем рассказ о предприятии, начиная с его истории. Насколько нам известно, Вашему заводу уже более 150-ти лет. Все ли время предприятие занималось производством электронасосов и как Вы достигли такого уровня развития в условиях жесткой конкуренции?

Московский насосный завод им. М.И. Калинина, ныне «Лопастные гидравлические машины» (АО «ЛГМ») – старейшее машиностроительное предприятие в Москве. Год основания- 1864.

Говорить об ЛГМ можно долго, так как история завода очень богатая и интересная, начиная от обычных литейно-механических мастерских до современной производственной площадки для изготовления электронасосов для практически всех отраслей.

У нас предприятие полного производственного цикла, все технологические переделы металла присутствуют на нашем заводе. Наличие парка современного оборудования позволяет нам изготавливать все основные узлы и детали для наших насосов.

На нашем заводе несколько участков со станками ЧПУ с программным управлением. Мы постоянно обновляем парк станочного оборудования, докупаем новые, меняем старые. Имеются на предприятии 4-х и 5-ти координатные обрабатывающие центры.

Сердце нашего завода – испытательный центр. Здесь мы проводим параметрические испытания всех изготовленных нами насосов. Каждый изготовленный насос подвергается испытанию.

Поэтому завод занимал и занимает одну из лидирующих позиций на машиностроительном рынке страны. Постоянная модернизация производства и сильный кадровый состав, который не боится перемен и постоянно усовершенствует продукцию – это ключевой акцент на эффективном развитии предприятия в современном мире.

Вы упомянули о кадровой силе завода... Насколько важна для вас командная работа на предприятии? Или все же успех больше зависит от машин?

Свой вклад в создании эффективной производственной системы завода внесли в большей части сотрудники АО «ЛГМ». С точки зрения кадрового потенциала в машиностроении – у нас, на мой взгляд, работает одна из самых сильных и перспективных команд.

АО «ЛГМ» имеет в своем штате высококвалифицированный инженернотехнический персонал, обладающий необходимыми знаниями, большим опытом и высоким научным потенциалом. К тому же, завод сохранил кадровую преемственность поколений. На предприятии в конструкторских бюро работает молодёжь 25-35 лет, которая перенимает опыт от своих наставников и активно предлагает много свежих идей по разработке новой продукции, более опытные конструктора в расцвете сил 40-45 лет, которые накопили уже достаточно опыта в насосостроении и являются учителями для молодёжи, также работают метры 60-75 лет, стоявшие у истоков насосостроения, один из которых, к примеру, был чемпионом СССР 1956 года по парусному спорту. Такая преемственность поколений поддерживается и среди производственного персонала.

Мозг завода – молодые и матерые научные специалисты в области гидравлического и электротехнического машиностроения, не многие предприятия в стране могут похвастаться наличием полноценных пяти конструкторских бюро. В конструкторских бюро работают высококлассные расчетчики, гидравлики, инженеры-конструкторы многие параллельно пишут научные статьи и защищают диссертации. Для воплощения новых конструкторских идей, построена и функционирует опытная испытательная станция, укомплектованная всем необходимым для проведения ОКР. Благодаря работе опытной станции, разработана новая линейка электронасосов как для обитаемых, так и не обитаемых аппаратов (дроны). Успешно проведены испытания и изделия поставлены на производство. На предприятия приезжают делегации дружеских стран и выражают заинтересованность в серийных поставках данной продукции.

Предприятие является постоянным членом Совета главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения Минпромторга и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.

Как, по вашему мнению, завод в своей деятельности больше опирается на опыт или разрабатывает чтото новое, ранее не производимое?

Безусловно, основной производимой продукций завода являются электронасосы, проверенные годами эксплуатации. Эти насосы являются надежной и качественной конструкций, которая порой служит до 50 и более лет. Основная их часть приходится на рынок судостроения. Так, насосы группы НЦВ успешно зарекомендовали себя на кораблях всех типов еще в середине прошлого столетия. Заказчики уверенны в качестве продукции, в предоставлении всех заявленных нами гарантий и сервисном обслуживании электронасосов, при необходимости. Насосы, применяемые на объектах атомной энергетики, служат с 1970-х годов и не требуют, как ни странно, ни ремонта, ни замены. В этом есть свои плюсы, проверенная годами продукция имеет свои преимущества, но для развития предприятия в целом, этого мало, поэтому мы постоянно анализируем, что происходит на рынке машиностроения и выделяем для себя интересные проекты. Для этого у нас есть все необходимое во главе с профессиональной командой.

Предприятие постоянно проводит работу по модернизации серийной и созданию совершенно новой продукции, а также участвует в ряде НИОКР по разработке новых образцов насосного оборудования. Так, в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы нами разработан типоразмерный ряд насосов НСПГ для систем перекачивания сжиженного природного газа (СПГ). Уникальные разработки АО «ЛГМ» могут применяться для перекачивания жидкостей с температурой от -190 градусов цельсия до +500 градусов. Созданные конкурентные энергоэффективные отечественные электронасосы, способны заменить японские, американские и французские аналоги.

Для строящихся и модернизируемых прибрежных и шельфовых объектов предприятие разработало насосы для перекачивания морской воды, в том числе – герметичные и с различными спецтребованиями, включая высшую категорию сейсмостойкости. Подача от 5 до 5 000 кубометров в час, напор - до 200 метров. Сюда включаются насосы пожарных систем, охлаждения, водоотвода (водоподачи), в т.ч. доковые; насосы циркуляции высокотемпературного органического теплоносителя (термомасло, раствор этиленгликоля и проч.); насосы балластно-осушительных и водоотливных систем, включая льяльные и трапные воды; поставка импульсных агрегатов, применяемых для гидроудара (гидроразрыв и т.п.).

Среди разнообразного оборудования, которое уже стоит на борту строящейся сейчас серии самых мощных в мире атомных ледоколов проекта 22220, есть комплекс электронасосов производства АО «ЛГМ». Это электронасосы ЭНС 2000-8 для балластно-дифферентной системы ледокола, циркуляционные насосы ЭЦН 5000-14 паротурбинных установок и конденсатные электронасосы ЭКН 300/100. Ими уже оснащены три первых ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В этом году заключены контракты на поставку таких же электронасосов для двух будущих ледоколов – «Якутия» и «Чукотка».

По поручению Министерства обороны РФ, предприятие освоило критически важные для ВМФ России герметичные электронасосы, ранее поставляемые восточноевропейскими странами. Это насосное оборудование с повышенными требованиями по надежности к воздействию поражающих факторов, имеет заводскую гарантию – 10 лет, работает в системе охлаждения забортной воды на судах гражданского и военно-морского флота. Помимо этого, по техническому заданию АО «ЛГМ» разработана и поставлена на производство серия российских электродвигателей.

По собственной инициативе, АО «ЛГМ» разработало линейку пожарных, осушительных и балластных насосов для флота. Сейчас там применяются насосы НЦВ, которые были разработаны в 70-80-х года прошлого века. Они доказали свою надежность и работоспособность, некоторые из них отслужили несколько своих сроков. То есть конструкция надежная, хорошая. Но сейчас есть современные методы проектирования с использованием новейших вычислительных и инженерных программ для точного расчета проточной части насоса, поэтому наши насосы стали еще более надежными и качественными.

АО «ЛГМ» решило переработать всю линейку насосов НЦВ и сделать ее более универсальной по сравнению с западными аналогами. У классического пожарного насоса осевой подвод находится снизу, напор в бок, а сейчас в гражданском судостроении очень часто используется компоновка «инлайн», где напорный и всасывающий патрубки находятся в одной линии. К тому же имеется несколько конструктивных особенностей. В ближайшее время предприятие закончит глобальную работу по усовершенствованию всей линейки насосов и на ее основе разработает более простые для проектирования и установки насосы, с более высокими показателями энергоэффективности, улучшенными техническими и функциональными характеристиками и повышенными ресурсными показателями. Линейка новых насосов АНЦВ по рабочим полям перекроет все существующие пожарные и охлаждающие насосы НЦВ.

Также АО «ЛГМ» выполнило и продолжает выполнять ряд других опытно-конструкторских разработок в качестве соисполнителя, успешно закрывая этапы по созданию новых уникальных образцов продукции.

Роман Викторович, разработка новой продукции всегда повышает конкурентоспособность предприятия и подчеркивает его стабильность. А что касается самого производства? Достаточно ли вам производственных площадей для изготовления электронасосов, учитывая месторасположение Вашего предприятия почти в центре столицы?

Да, разумеется, мы провели серьезную модернизацию завода. Сейчас завершаем процесс оснащения нового цеха по намотке статорной группы встроенного герметичного электродвигателя. Несколько лет назад мы реконструировали наш испытательный центр, который уже неоднократно прошел аккредитацию лицензирующими органами. Испытательный центр, в свою очередь, пользуется большим спросом среди наших партнеров на рынке, так как в Москве имеется ограниченное количество площадок для испытаний, аккредитованных Росатомом.

По сравнению, допустим, с 2010 годом, площадь нашего завода увеличилась почти в 2 раза. Штат увеличился примерно в таком же количестве. Новые цеха позволили увеличить производительность завода и сократили сроки поставки насосов в адрес заказчиков. Вместе с увеличением мощностей завода, мы выстроили систему менеджмента качества, наладили много новых процессов, вплоть до изменения управления жизненным циклом выпускаемой продукции.

Что касается станочного оборудования, как я говорил и ранее, мы обновили практически весь станочный парк. Автоматизация в производстве играет большую роль в плане сроков сдачи продукции и увеличения объёма ее производства. Используя новые станки, мы может воплотить все свои проекты в надежное и работоспособное железо. На следующие два года мы также заложили бюджет на обновление парка станочного оборудования.

И это еще не предел, планы у нас грандиозные, амбициозные цели поставлены, направления развития определены.

Работаете с комплектующими отечественного производства?

Исключительно. Тем более, что в основном мы работаем в рамках гособоронзаказа. В нашей стране все необходимые комплектующие и материалы по качеству намного лучше импортных. Мы долгие годы работаем с проверенными поставщиками электродвигателей, торцовых уплотнений, стали, бронзы, титана. Также наше предприятие активно участвует в программе по импортозамещению согласно 719 Постановления РФ.

Планировали ли Вы выходить на международный рынок?

Планы, как я говорил, у нас грандиозные. И это также касается международного рынка, экспорта нашей продукции в постсоветские страны, страны Азии. Неоднократно велись переговоры касательно организации совместного производства на территории России с представителями Кореи, Ирана, Индии. Неоднократно АО «ЛГМ» посещал международные выставки, включая Иран, для продвижения наших насосов в других странах, закрепляя при этом статус уверенного и надежного международного конкурента в области насосостроения.

Какой опыт вы приобрели в 2021 году, какие новые решения воплотили в жизнь?

Этот год для нашего предприятия был в целом успешным. Мы поучаствовали в двух крупнейших выставках судостроения в Санкт-Петербурге, закрыли 3 из 4 этапов перспективной разработки электронасосов для глубоководных аппаратов, начали процесс модернизации электронасосов группы НЦВ, получили разрешения в высших инстанциях на применение ранее гражданской продукции в военном секторе. В этом году мы организовали еще одно конструкторское бюро, приобрели 4 новых станка.

Расскажите еще немного о ваших пяти конструкторских бюро.Как разделены обязанности между конструкторами?

Достаточнолизагруженыбюро? Расскажу о загруженности КБ перспективными проектами.

• КБ № 1 – основное направление — это сопровождение изготовления серийных насосов марки НЦВ, НЦВС, ЦН, ЦНМ

Потребители:
- электронасосы марки НЦВ, НЦВС – военные надводные корабли (класс корветы, фрегаты, ракетные корабли, патрульные суда ФСБ, ) и суда тылового обеспечения(буксиры, танкеры, суда вооружения) ВМФ РФ применяются в системах охлаждения ГЭУ (главная энергетическая установка), пожарных системах в т.ч. для ЯЭУ (ядерная энергетическая установка).

Электронасосы ЦН – главные осушительные насосы применяются в системах осушения подводных лодок как пример - проект 636 (Варшавянка).

Электронасосы ЦНМ – электронасосы применяемые в системах смазки ЯЭУ атомных подводных лодок.

- Перспектива КБ №1 — это продвижение изделий на рыбопромысловые суда, танкерный флот, сухогрузы, речной флот. Для этого необходимо с учетом рыночной конъюнктуры провести мероприятия для адаптации серийных насосов до требований гражданского флота. Первая партия насосов находится в завершающей стадии и гражданский флот скоро получит качественную продукцию.

КБ № 2 – основное направление – это герметичные электронасосы марки 1БЭН, БЭН, ГОН. Электронасосы 1БЭН, БЭН серийная продукция. В настоящее время КБ№2 занимается разработкой герметичных электронасосов нового поколения. Разработан и изготовлен уникальный электронасос для осушения балластной воды в лодках проекта 855, 955. Данный электронасос марки ГОН-20/220 имеет уникальную модульную конструкцию, малошумность, и выгодные габаритные размеры в отличие от конкурентов. За ним будущее. Данное КБ занимается ремонтной программой по восстановлению работоспособности электронасосов, поставленных иностранным поставщиком АО «Молдовагидромаш», АО «НТЦ «ГИДРОТЕХНИКА». Проекты 941, 945, 945А, 971, 636Э, 667, 855, 955.

• КБ №2 активно участвует в ОКР по замещению импортных производителей электронасосов.

1БЭН, БЭН применяются в различных системах атомных подводных лодок проектов АО «ЦКБ МТ «РУБИН» и АО «ЦМКБТ «МАЛАХИТ».

• КБ №3 основное направление — это нестандартные электронасосы для перекачивания сжиженного газа, для исследовательских глубоководных аппаратов, конденсатные питательные электронасосы для энергический паровой турбины ледоколов проект 22220, 10510, малых плавучих энергоблоков (МПЭБ).

• КБ №4 основное направление это работа под проектами в нефтегазовой отрасли, емкостные насосы как для наземных объектов, так для танкерного флота РФ. Танкерный флот РФ использует для перекачивания бензина, масла, керосина, дизельного топлива электронасосы импортного производства. Перспективное направление по замене вышедших из строя и поставке на новые заказы таких предприятий как СОВКОМФЛОТ, ГАЗФЛОТ, РОСНЕФТЬ (судно-газовоз). С 2024 года планируется полностью заместить корейское оборудование на танкерах газовозах СПГ.

• КБ № 5 основное направление это работа в перспективной атомной отрасли и разработка доковых насосов. Доковое хозяйство в РФ. Средний возраст сотрудников – 40 лет. КБ №5 – конструкторское бюро, на ответственности которых лежит поставка насосов для таких организаций, как АЭС «КУДАНКУЛАМ» (Индия), АЭС «РУППУР» (Бангладеш), Объект053 (Иран), Нововоронежская АЭС, АЭС «ЭЛЬ-ДАБАА» (Египет), Новоленинградская АЭС, Билибинская АЭС, Беллоруская АЭС. На данный момент планируется обновление плавдоков в ПАО «СЕВМАШ», ПАО «ПСЗ «ЯНТАРЬ», АО «Амурский судостроительный завод».

Возврат к списку