Дата публикации 11 марта 2025 | |
Сегодня мы проводим очередное заседание Совета Морской коллегии по развитию и обеспечению морской деятельности Российской Федерации. Рассмотрим вопрос о развитии внутренних водных путей и повышения эффективности работы внутреннего водного транспорта.
Водные ресурсы, внутренние водные пути и водный транспорт являются не только одними из ключевых элементов транспортной системы России, но и создают дополнительные возможности для различных отраслей экономики, внося существенный вклад в социально-экономическое развитие страны и обеспечение безопасности.
От их состояния и эффективного использования во многом зависит обороноспособность страны, решение военно-транспортных задач, реализация транспортного и транзитного потенциала России, обеспечение связанности территорий, развитие гидроэнергетики, мелиорации, водоснабжения населённых пунктов, предотвращение паводков.
Очень важную роль внутренние водные пути могут сыграть в развитии международных торговых связей, обеспечении эффективного функционирования международных транспортных коридоров и национальной транспортной магистрали – Северный морской путь.
На фоне продолжающегося санкционного давления на Россию и переориентации торговых потоков в восточном направлении повышается нагрузка на иные виды транспорта. И именно речной и морской транспорт должны сбалансировать чрезмерно возросшую нагрузку на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Уважаемые коллеги!
В настоящее время потенциал внутренних водных путей и водного транспорта используется недостаточно эффективно, а их эксплуатация становится не безопасной.
В первую очередь, это касается технического состояния речного флота, средний возраст которого превышает 30 лет, а речных танкеров – 49 лет, что уже привело к серьёзным авариям.
Но самое главное, темпы выбытия речных судов превышают темпы их строительства. Наш стратегический актив, по сути, превращается в источник системных рисков.
В этой связи необходимо обеспечить обновление парка судов речного флота, в том числе судов класса «река-море».
Требуется также принять меры по обеспечению гарантированных глубин, в том числе за счёт расчистки судоходных маршрутов от затонувших объектов, приведению в нормативное состояние судоходных гидротехнических сооружений, провести комплексную модернизацию портовой инфраструктуры и подъездных путей.
Это крайне важно в связи с тем, что по протяжённости внутренние водные пути более чем в полтора раза превышают федеральные автомобильные дороги. Порядка 80 процентов водных путей являются безальтернативными для возможности доставки грузов и пассажиров, обеспечивая, в том числе и северный завоз.
Только комплексное использование имеющихся водных ресурсов и водных путей будет способствовать достижению национальных целей развития России.
Предлагаю на сегодняшнем заседании рассмотреть основные направления повышения эффективности использования водных ресурсов и внутренних водных путей.