Вступительное слово помощника Президента Российской Федерации, председателя Морской коллегии Российской Федерации Н.П.Патрушева


Сегодня мы проводим очередное заседание Совета Морской коллегии по развитию и обеспечению морской деятельности Российской Федерации. Рассмотрим вопрос о развитии внутренних водных путей и повышения эффективности работы внутреннего водного транспорта.

Водные ресурсы, внутренние водные пути и водный транспорт являются не только одними из ключевых элементов транспортной системы России, но и создают дополнительные возможности для различных отраслей экономики, внося существенный вклад в социально-экономическое развитие страны и обеспечение безопасности.

От их состояния и эффективного использования во многом зависит обороноспособность страны, решение военно-транспортных задач, реализация транспортного и транзитного потенциала России, обеспечение связанности территорий, развитие гидроэнергетики, мелиорации, водоснабжения населённых пунктов, предотвращение паводков.

Очень важную роль внутренние водные пути могут сыграть в развитии международных торговых связей, обеспечении эффективного функционирования международных транспортных коридоров и национальной транспортной магистрали – Северный морской путь.

На фоне продолжающегося санкционного давления на Россию и переориентации торговых потоков в восточном направлении  повышается нагрузка на иные виды транспорта. И именно речной и морской транспорт должны сбалансировать чрезмерно возросшую нагрузку на железнодорожный и автомобильный транспорт.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время потенциал внутренних водных путей и водного транспорта используется недостаточно эффективно, а их эксплуатация становится не безопасной.

В первую очередь, это касается технического состояния речного флота, средний возраст которого превышает 30 лет, а речных танкеров – 49 лет, что уже привело к серьёзным авариям.

Но самое главное, темпы выбытия речных судов превышают темпы их строительства. Наш стратегический актив, по сути, превращается в источник системных рисков.

В этой связи необходимо обеспечить обновление парка судов речного флота, в том числе судов класса «река-море».

Требуется также принять меры по обеспечению гарантированных глубин, в том числе за счёт расчистки судоходных маршрутов от затонувших объектов, приведению в нормативное состояние судоходных гидротехнических сооружений, провести комплексную модернизацию портовой инфраструктуры и подъездных путей.

Это крайне важно в связи с тем, что по протяжённости внутренние водные пути более чем в полтора раза превышают федеральные автомобильные дороги. Порядка 80 процентов водных путей являются безальтернативными для возможности доставки грузов и пассажиров, обеспечивая, в том числе и северный завоз.

Только комплексное использование имеющихся водных ресурсов и водных путей будет способствовать достижению национальных целей развития России.

Предлагаю на сегодняшнем заседании рассмотреть основные направления повышения эффективности использования водных ресурсов и внутренних водных путей.

Возврат к списку