Утверждено заместителем председателя Правительства Российской Федерации,
председателем Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации
Ю.И. Борисовым 25 декабря 2020 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о Научно-экспертном совете Морской коллегии
при Правительстве Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Научно-экспертный совет Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (далее – НЭС) является совещательным, научно-консультативным и экспертным органом Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (далее –Морская коллегия).
1.2. В своей деятельности НЭС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Морской коллегии и протоколами ее заседаний и совещаний, настоящим Положением и другими нормативными документами, отнесенными к его компетенции.
2. Цель, основные задачи и полномочия НЭС
2.1. Основной целью НЭС является всесторонняя научная проработка и экспертная оценка материалов, выносимых на рассмотрение Морской коллегии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления приморских субъектов Российской Федерации, иными органами и организациями, участвующими в морской деятельности, судостроении и создании морской техники, а также в области изучения и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики.
2.2. Основными задачами НЭС являются:
научно-консультативное и экспертное обеспечение деятельности Морской коллегии путем предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на заседания и совещания Морской коллегии, а также подготовки предложений в проекты протоколов заседаний (совещаний) Морской коллегии;
проведение (по поручениям Морской коллегии, ее председателя или ответственного секретаря) экспертизы проектов доктринальных и концептуальных документов, стратегий и программ, нормативных правовых актов, социально-экономических, научно-технических и инвестиционных проектов, планов и иных мероприятий (далее – программ и проектов), предлагаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, участвующими в морской деятельности, на их соответствие целям и направлениям национальной морской политики;
научно-аналитическая поддержка деятельности Морской коллегии при подготовке и реализации принятых ею решений;
анализ мероприятий, обеспечивающих выполнение решений Морской коллегии, и выработка рекомендаций по рациональному использованию ресурсов, выделяемых на их реализацию;
координация работ по мониторингу реализации Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и сопровождение подготовки ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о состоянии национальной безопасности в области морской деятельности Российской Федерации;
выработка предложений о приоритетах в развитии морской деятельности Российской Федерации, выявление перспективных научных и практических направлений деятельности;
выработка предложений по совершенствованию нормативно-правового, научно-методического и технологического сопровождения реализации морской политики Российской Федерации, а также по повышению комплексности и эффективности реализации соответствующих мероприятий;
выработка рекомендаций по повышению эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области морской деятельности;
подготовка на основании результатов экспертиз научно обоснованных рекомендаций по основным направлениям реализации национальной морской политики, совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей морскую деятельность;
изучение и популяризация опыта работы морских советов в субъектах Российской Федерации, оказание им необходимой методической помощи;
подготовка рекомендаций по планированию работы Морской коллегии и проведению мероприятий под ее эгидой;
содействие популяризации научно-технических разработок и исследований, связанных с морской деятельностью в научных и научно- популярных изданиях, на выставках, симпозиумах и конференциях.
2.3. Для выполнения возложенных на него задач НЭС по поручениям Морской коллегии, ее председателя и ответственного секретаря:
рассматривает материалы, представленные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления приморских субъектов Российской Федерации, иными органами и организациями, участвующими в морской деятельности, к рассмотрению на заседаниях (совещаниях) Морской коллегии на предмет оценки научно-технического уровня их подготовки, комплексности и эффективности вносимых предложений, а также соответствия их целям национальной морской политики;
участвует в экспертизе и определении приоритетных научных направлений;
привлекает для выполнения экспертных работ, представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и иных организаций;
участвует в обеспечении единого нормативно-правового, научно- методического и технологического сопровождения реализации морской политики Российской Федерации;
участвует в подготовке законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление морской деятельности Российской Федерации;
участвует в определении стратегии и разработке единой научно- технической политики в рамках реализации Морской доктрины на основе передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
взаимодействует по вопросам, отнесенным к компетенции НЭС Морской коллегии, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными и иными организациями;
взаимодействует с межведомственными комиссиями Морской коллегии (далее – МВК), советами по морской деятельности в приморских субъектах Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными и иными организациями по вопросам получения информации и привлечения экспертов для анализа и оценки представляемых на экспертизу программ и проектов.
2.4. НЭС с учетом возложенных на него задач при проведении экспертизы поступивших материалов (программ и проектов) имеет право:
запрашивать у представивших указанные материалы органов и организаций, а также у головных исполнителей программ и проектов необходимую информацию, а также заслушивать на заседаниях НЭС руководителей и исполнителей программ и проектов о ходе выполнения работ;
знакомиться в установленном порядке с материалами (программами и проектами), подлежащими экспертизе, на предприятиях, в организациях, учреждениях, выполняющих работы в рамках реализации Морской доктрины;
вносить рекомендации, направленные на успешное выполнение программ и проектов, а также по рациональному использованию выделенных для их реализации ресурсов.
2.5. НЭС в процессе экспертизы программ и проектов:
готовит предложения по уточнению промежуточных целей исследований и проектных разработок, а также сроков их достижения;
анализирует обоснованность ориентировочных объемов финансирования программ, проектов и отдельных работ;
готовит предложения по обеспечению высокого научно-технического уровня исследований, проектно-конструкторских и проектно-технологических работ, выполняемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и организаций в интересах реализации национальной морской политики;
вносит предложения по эффективному использованию результатов работ, полученных в процессе осуществления экспертиз.
3. Структура, состав и обеспечение деятельности НЭС
3.1. НЭС состоит из председателя, заместителей председателя, ответственного секретаря, заместителя ответственного секретаря и членов НЭС – ведущих ученых и специалистов в области морской деятельности.
3.2. Председатель НЭС является членом Морской коллегии по должности и назначается решением председателя Морской коллегии.
Состав НЭС формируется с учетом предложений органов и организаций, представленных в Морской коллегии.
3.3. Председатель НЭС:
планирует деятельность НЭС и руководит им;
утверждает структуру и состав НЭС;
утверждает Регламент работы НЭС и Порядок организации и проведения независимой комплексной экспертизы;
организует аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Морской коллегии, работу по предварительному рассмотрению вопросов, выносимых на рассмотрение Морской коллегии, и подготовке предложений в проекты протоколов заседаний (совещаний) Морской коллегии;
обеспечивает взаимодействие по вопросам, отнесенным к компетенции НЭС, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, а также с морскими советами субъектов Российской Федерации;
организует выполнение экспертных работ (экспертную оценку документов стратегического планирования, законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению Морской коллегией), экспертизу программ и проектов и привлекает для этого в установленном порядке представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и иных организаций.
3.4. В составе НЭС могут образовываться секции по отдельным видам морской деятельности и временные рабочие группы, состав которых утверждается председателем НЭС. Секции и рабочие группы могут
состоять из членов НЭС, ученых и специалистов, привлекаемых для проведения экспертизы материалов (программ и проектов), а также для подготовки проектов решений по специальным вопросам.
3.5. Организация подготовки и проведения заседаний НЭС, рассматриваемых на них документов и проектов протоколов возлагается на секретаря НЭС и его заместителя.
3.6. Решения НЭС принимаются простым большинством голосов членов, участвующих в голосовании.
3.7. Заседания НЭС оформляются протоколами. Протоколы заседаний, доклады и отчеты по вопросам, входящим в компетенцию НЭС, направляются в секретариат Морской коллегии.
3.8. НЭС осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы Морской коллегии и заявками заказчиков экспертизы. Заседания НЭС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3.9. Председатель НЭС, при необходимости, докладывает о результатах работы НЭС на заседаниях Морской коллегии.
Результаты экспертизы наиболее важных программ и проектов по предложению НЭС могут выноситься на рассмотрение Морской коллегии.
3.10. Порядок деятельности НЭС, организация его работы, а также оформления и утверждения разрабатываемых им документов определяется Регламентом работы НЭС.
Экспертная деятельность НЭС осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения независимой комплексной экспертизы.
3.11. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности НЭС, а также оформление договоров на проведение экспертиз возлагается на Институт комплексных исследований национальной морской политики МИРЭА – Российского технологического университета (РТУ МИРЭА).
3.12. Оплата работ по экспертной оценке, включая оформление договоров на проведение экспертизы, производится за счет средств, выделяемых заказчиками экспертизы.