Дата публикации 13 февраля 2021 | |
РЕШЕНИЕ СЕКЦИИ от 31 МАЯ 2019 ГОДА PDF, 532.3кб |
РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ НАУЧНО-ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА МОРСКОЙ КОЛЛЕГИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2019 г. № 1
1. Обратиться к Министру здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой с предложениями:
1.1. О необходимости включения в состав Морской коллегии в качестве ее постоянных членов представителя Минздрава России (в ранге заместителя министра) и руководителя (заместителя руководителя) ФМБА России для участия в формировании и реализации национальной морской политики Российской Федерации в сфере сохранения человеческого потенциала.
1.2. О внесении изменений в Положение о Федеральном медикобиологическом агентстве в части наделения его полномочиями по медикосанитарному обслуживанию работников плавсостава (морского, речного и рыбопромыслового флотов).
1.3. О необходимости включения (восстановления) в номенклатуре медицинских специальностей специальности «Морская (судовая) медицина» 2 и разработке профессионального стандарта судового медицинского работника (судовой врач/судовой фельдшер) с подготовкой проектов соответствующих документов.
1.4. О создании морских медицинских центров (центров охраны здоровья моряков) в Российской Федерации в крупных морских портах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Архангельск, г. Мурманск, г. Владивосток, г. Новороссийск, г. Астрахань, г. Калининград) на базе медицинских организаций, находящихся в ведении ФМБА России, которые обладают кадровым потенциалом и имеют практический опыт работы по медицинскому обслуживанию плавсостава российского флота. При этом возложить на морские медицинские центры (центры охраны здоровья моряков) задачи по реализации государственной политики в области охраны здоровья работников водного транспорта, в том числе в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных правовых актов в области безопасности мореплавания.
1.5. О создании Российского национального научно-практического центра проблем судовой и морской медицины с функциями научного и организационно-методического руководства по вопросам медицинского обслуживания плавсостава и водолазов в Российской Федерации на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Научноисследовательский институт промышленной и морской медицины» Федерального медико-биологического агентства (ФГУП НИИ ПММ).
1.6. О создании национальной сети учебно-методических центров по медицинской подготовке командного состава флота на базе медицинских организаций, находящихся в ведении ФМБА России, и разработке проектов организационно-распорядительных документов по их созданию с определением головной организации.
1.7. О создании реестра медицинских организаций, имеющих право проводить медицинское освидетельствование плавсостава, и определении учреждения, ответственного за его ведение из числа организаций, подведомственных ФМБА России.
1.8. О разработке и утверждении нормативных правовых документов, регламентирующих организацию медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов:
«Порядок аккредитации медицинских организаций на право проведения медицинских освидетельствований работников плавсостава»;
«Порядок проведения медицинских освидетельствований работников плавсостава, форму медицинского свидетельства о состоянии здоровья моряка (сертификат)»;
«Порядок медицинских осмотров и освидетельствование (с выдачей сертификата) работников плавсостава, включающих в себя проведение химико-токсикологических исследований на наличие в организме наркотических, психотропных веществ и их метаболитов» (в целях реализации Федеральных законов 230-ФЗ от 13.07.2015 г., 400-ФЗ от 06.12.2017 г. о 3 внесении изменений соответственно в Кодекс внутреннего водного транспорта и Кодекс торгового мореплавания);
«Порядок проведения медицинских консультаций на море, в том числе с использованием телемедицинских технологий»;
«Требования к наличию на судах медицинских работников»;
«Типовое положение о подразделении судовой медицины в медицинской организации»;
«Порядок обеспечения судов лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными, изделиями медицинского назначения и медицинским оборудованием»;
«Стандарт оснащения судов и портовых зон комплектами изделий с инновационной автономной системой электрообогрева на основе металлизированной токопроводящей нити из искусственных волокон (термоодеяло, эвакуационный термомешок, устройство обогрева системы для инфузионной терапии)»
1.9. О создании Арктического научно-образовательного морского медицинского центра, предназначенного для выполнения комплексных научных исследований в области морской медицины и подготовки кадров в интересах развития морского потенциала Российской Федерации на базе ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Архангельск).
1.10. О создании военного учебного центра для подготовки офицеров медицинской службы запаса на базе ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Архангельск).
1.11. Об актуализации действующих санитарных правил и гигиенических нормативов для морских и речных объектов с учетом российского законодательства и международных требований.
1.12. О создании под руководством Минздрава России с участием Минтранса России, Минтруда России, Минэкономики России элемента Единой государственной информационной системы здравоохранения, содержащего сведения о медицинских организациях, проводящих медицинское освидетельствование моряков, перечень выдаваемых медицинских свидетельств, перечень эксплуатируемых морских и речных объектов, их соответствие требованиям санитарно-гигиенической безопасности и охраны труда, результаты специальной оценки условий труда, наличие несчастных случаев на объекте и профессиональных заболеваний у работников, причин возникновения аварийных ситуаций.
1.13. О разработке под руководством Минздрава России с участием Минпромторга России системы оценки профессиональных рисков (приемлемых и чрезвычайных) при работе на водных акваториях (подводной среде), в том числе в арктических условиях, а также мер, мероприятий и технических средств по их устранению (смягчению).
1.14. О рассмотрении вопроса более эффективного взаимодействия Минздрава России с Минтруда России, Минпромторгом России, Минтрансом 4 России в вопросах разработки требований, мероприятий и технических средств для реализации безвредных условий обитания (производственной деятельности и отдыха) на морских объектах, медицинского обслуживания работников морских отраслей в условиях плавания и на берегу, гарантирования компенсационных мер за работу во вредных условиях.
1.15. О создании конкурентных преимуществ у медицинских университетов, расположенных на территории приморских субъектов Российской Федерации, за счет открытия на их базе военных учебных центров. В качестве пилотного проекта рассмотреть вопрос создания военного учебного центра на базе ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Архангельск).
1.16. О поддержке позиции Министерства здравоохранения Архангельской области о развитии региональной системы санитарной авиации, повышения уровня доступности и оперативности медицинской помощи, для чего предусмотреть строительство в регионе 13 новых вертолетных площадок, в том числе в Онежском районе (Нименьга), а также реконструкции/дооборудовании имеющихся вертолетных площадок с целью их круглогодичного использования в круглосуточном режиме (6 площадок в Онежском районе, 6 площадок в Мезенским районе, 3 площадок в Приморском районе).
1.17. О рекомендации ректорам медицинских вузов в 22 приморских субъектах Российской Федерации обучение студентов всех факультетов проводить с включением в учебные рабочие программы регионального компонента с учетом подхода к приобретению знаний, умений и навыков работы в приморских и островных территориях.
1.18. О рассмотрении вопроса разработки дополнительных мер обеспечения равных возможностей в получении медицинской помощи у жителя деревни (села) и жителя районного центра (административного центра субъекта Российской Федерации), включая компенсацию сельскому жителю транспортных расходов, связанных с переездами в медицинские организации административного центра муниципального образования или субъекта Российской Федерации.
2. Рекомендовать Межведомственной комиссии по водолазному делу Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (МЧС России) рассмотреть вопрос об ограничении тренировочных и лечебных режимов для барокомплесков и барокамер, не имеющих систем кондиционирования и удаления вредных газовых веществ при использовании замкнутой системы вентиляции.
3. Обратиться к Руководителю Федерального медико-биологического агентства России В.В.Уйбе по вопросу уточнения и принятия для практического использования расширенной номенклатуры кислородновоздушных и кислородных режимов с учетом зарубежного опыта.
4. Обратиться в Минтранс России о проработке совместно с Минздравом России и Минэкономразвития России вопросов социального обеспечения 5 моряков, в том числе выхода на пенсию плавающего состава, в рамках нового пенсионного законодательства.
5. Обратиться в Минпромторг России с предложением:
5.1. Совместной с Минтрансом России разработки и внедрения системы эксплуатационного мониторинга физических факторов, в том числе вибрации, на морских объектах, эксплуатируемых в Арктической зоне Российской Федерации, в целях оценки реальных параметров среды обитания морских объектов.
5.2. С участием Минздрава России, Минобороны России, МЧС России рассмотреть вопросы:
5.2.1. О разработке требований к аварийно-спасательному оборудованию, техническим средствам и медицинскому имуществу, предназначенному к использованию при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации.
5.2.2. О создании автономных систем электрообогрева на основе металлизированной токопроводящей нити из искусственных волокон для обеспечения нормальных условий работы и оказания первой помощи плавсоставу и водолазам при экстремально низких температурах воды и воздуха, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации.
5.2.3. Об использовании на плавсредствах, в зданиях морских и речных портов и других объектах инфраструктуры автономных устройств пожаротушения на основе микрокапсулированных огнетушащих веществ, действующих независимо от автоматизированных систем оповещения, пожаротушения и человеческого фактора и предназначенных для тушения пожаров в малогабаритных закрытых объемах в момент возгорания.
5.3. Совместно с Минздравом России рассмотреть вопрос о строительстве госпитального судна для медицинского обслуживания работников морских отраслей при масштабном освоении Арктики.
6. Обратиться к главам 22 приморских субъектов Российской Федерации – членам Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации с предложениями:
6.1. Ускорить создание Морских советов при высших должностных лицах органов государственной власти приморских субъектов Российской Федерации, в которых образовать секции по морской медицине и назначить (определить) их руководителей, организовать системную работу секций по морской медицине, направленную на дальнейшее развитие межведомственного и межрегионального взаимодействия в интересах сохранения человеческого потенциала морских отраслей, развитие медикосанитарного обеспечения морской деятельности и морской медицины в регионе.
6.2. Подготовить планы работы секций с учетом условий морской деятельности в регионе, включающие предложения по нормативному правовому обеспечению развития морской медицины на региональном и федеральном уровнях и представить их в секцию по морской медицине 6 Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации для формирования общего плана работы по этому направлению (отв. – руководители секций по морской медицине морских советов приморских субъектов).
6.3. Подготовить и направить в секцию по морской медицине Научноэкспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации предложения по развитию системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности, в том числе деятельности работников нефтяных и газодобывающих платформ на шельфе морей Северного Ледовитого океана, а также по развитию водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики (отв. – руководители секций по морской медицине морских советов приморских субъектов).
6.4. Рекомендовать в предложениях по пункту 2.3 протокольного решения подготовить и представить материалы по совершенствованию оценки эффективности системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности и развитию методического аппарата оценки (отв. – руководители секций по морской медицине морских советов приморских субъектов).
6.5. Считать целесообразной разработку и выполнение региональных программ модернизации систем профессионального образования для подготовки специалистов на базе образовательных организаций, расположенных на территориях приморских субъектов Российской Федерации, реализующих основные и дополнительные профессиональные образовательные программы в интересах медико-санитарного обеспечения морской деятельности (отв. – руководители региональных образовательных организаций приморских субъектов Российской Федерации).
6.6. Подготовить предложения по проектам нормативных правовых актов, регулирующих вопросы разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития медикосанитарного обеспечения морской деятельности, в том числе в части населения, проживающего на приморских территориях (отв. – руководители секций по морской медицине морских советов приморских субъектов).
6.7. Подготовить предложения по развитию международного и межрегионального сотрудничества субъектов морской деятельности по вопросам медико-санитарного обеспечения морской деятельности (отв. – руководители секций по морской медицине морских советов приморских субъектов).
6.8. Подготовить предложения по обеспечению реализации требований по охране труда и сохранению здоровья работников российского флота, установленных международно-правовыми актами о труде, здравоохранении и медицинском обслуживании в морском судоходстве, участницей которых является Российская Федерация (отв. – руководители секций по морской медицине морских советов приморских субъектов). Подготовленные 7 предложения рассмотреть на заседании секции по морской медицине Научноэкспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и по результатам рассмотрения направить в Минздрав России и Минтруд России.
6.9. Разработать комплексные научно-технические программы «Здоровье населения приморского субъекта Российской Федерации» на 2020- 2024 годы, согласованные с соответствующими программами социальноэкономического развития региона, задачами по реализации приоритетных национальных проектов, с широким вовлечением в эту работу научнообразовательного медицинского комплекса.
6.10. Проработать вопрос о дополнительных мерах обеспечения равных возможностей в получении медицинской помощи у жителя деревни (села) и жителя районного центра (административного центра субъекта Российской Федерации), включая компенсацию сельскому жителю транспортных расходов, связанных с переездами в медицинские организации административного центра муниципального образования или субъекта Российской Федерации.
6.11. Развернуть деятельность по созданию конкурентных преимуществ у медицинских университетов, расположенных на территории приморских субъектов Российской Федерации, за счет открытия на их базе военных учебных центров.
6.12. Рассмотреть вопрос об оснащении транспортных средств скорой медицинской помощи комплектами изделий с автономной системой электрообогрева на основе металлизированной токопроводящей нити из искусственных волокон (термоодеяло, эвакуационный термомешок, устройство обогрева системы для инфузионной терапии) для использования на догоспитальном этапе, а также при межгоспитальной транспортировке пострадавших и больных в условиях низких температур воздуха.
6.13. Проводить ежегодно в приморских субъектах Российской Федерации научно-практические мероприятия в сфере морской медицины, в том числе под эгидой Морской коллеги при Правительстве Российской Федерации, включая межведомственное учение по ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и организации лечебно-эвакуационных мероприятий с морских направлений, с целью практической отработки вопросов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти приморского субъекта Российской Федерации и совершенствования системы морского здравоохранения.