Многоцелевой рефрижератор «FRIO ARCTIC»


Согласно стратегии развития судостроительной промышленности Российской Федерации до 2035 года, в целях удовлетворения потребности внутреннего рынка необходимо строительство около 250 морских транспортных судов и более 1500 транспортных судов класса «река-море».

На конференции «Транспортный флот России: новые проекты, новые технологии», которая состоялась 22 сентября 2021 года в КВЦ «Экспофорум» в рамках выставки «Нева 2021» в г. Санкт-Петербурге, в своем докладе Сергей Коганов, начальник отдела маркетинга и информационной политики Российского морского регистра судоходства (РС), акцентировал внимание на компетенциях РС в сфере судостроения и отметил подъем Российского судостроения. На данный момент в стадии судостроения под класс РС находится 232 судна и 123 в опционе на отечественных и зарубежных верфях.

Анализируя текущие проекты по строительству судов (рис.1), представленные Сергеем Когановым (Источник РМРС), видно опережающее строительство рыболовных судов: 79 единиц + 23 в опционе - и нет ни одного транспортного рефрижератора для обработки промыслового флота в море и доставки морепродуктов потребителю.

Камчатский край – лидер по вылову водных биологических ресурсов в РФ. Действующим добывающим флотом здесь добывается 1,5 млн. тонн рыбной продукции, из которых 1,2 млн. тонн годится к доставке непосредственному потребителю  из акватории вылова.

Министр инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края Олег Костенко в ходе форума на площадке аналитического центра при Правительства РФ сообщил, что после отказа Китая от экспорта камчатской продукции стал ясен дефицит отечественного рефрижераторного флота и рефрижераторных мощностей на берегу. Дефицит рефрижераторного флота в период путины текущего года вызвал рост стоимости фрахта рефрижераторного флота в 3-4 раза и простой рыболовных судов в ожидании сдачи улова. А это, в конечном счете, влечет удорожание рыбной продукции для конечного потребителя. Физическое и моральное старение рефрижераторного флота РФ, опережающее строительство современного рыболовного флота (около 100 единиц) без разработки и скорейшей реализации программы строительства современных многоцелевых транспортных рефрижераторов непременно вызовет уже в ближайшие годы сбой логистической цепи доставки морепродуктов потребителю и, как следствие, ее значительное удорожание.

Россия намерена кратно увеличить грузопоток по Северному морскому пути, роль которого растет на фоне изменений климата. Об этом заявил Президент РФ Владимир Путин, выступая по видеосвязи на 2-й Глобальной конференции ООН по устойчивому транспорту. «Мы намерены кратно увеличить грузопоток по Северному морскому пути, по всей его протяженности, которая составляет 10,5 тыс. км., строить объекты инфраструктуры, в том числе обеспечивающие надлежащую связь и навигацию, совершенствовать портовое хозяйство», - завил В. Путин.

Для активного использования возможностей Северного морского пути, вывоза морепродуктов Камчатского края в Европейскую часть России и выполнения программы Северного завоза (на обратном пути) необходимо включить в транспортную стратегию РФ строительство многоцелевых арктических рефрижераторов в количестве 10-20 единиц.

Проектом предусмотрена коммерческая эксплуатация судна (в межсезонье) также в тропических широтах и у берегов Антарктиды.

Член Совета директоров АО «Югрефтранслофт» 

кандидат технических наук  Виктор Кот

Возврат к списку