ВГУВТ переходит на отечественное ПО в подготовке кораблестроителей

ВГУВТ переходит на отечественное ПО в подготовке кораблестроителей
Дата публикации
2 августа 2022
Источник
Росморречфлот

Волжский государственный университет водного транспорта переводит подготовку кораблестроителей на отечественное программное обеспечение.

Подготовкой кадров для отечественного судостроения ВГУВТ занимается с середины 30-х гг. прошлого столетия. За это время сформировались  традиции подготовки высококлассных специалистов, востребованных не только в российских, но и в зарубежных проектных организациях, на судостроительных и судоремонтных предприятиях.

Активное внедрение информационных технологий в проектировании судов и подготовке судостроительного производства началось с начала 1980-х гг. Именно тогда появились первые ЭВМ, а затем и персональные компьютеры, позволявшие обрабатывать большие массивы данных при генерации обводов корпусов судов, проектировании планировок палуб, расположения помещений и оборудования. Практически одновременно для этих целей в университете (тогда институте) при подготовке инженеров-кораблестроителей стали применяться шведская система Tribon и отечественная «АПИРС», разработанная коллективом нижегородского КБ «Си Тех» (сегодня известна под названием «Sea Solution»). Обе системы в основном предназначались для создания и сглаживания судовой поверхности и работ с листовыми конструкциями (в том числе и с наружной обшивкой). Однако существенной отличительной особенностью системы Sea Solution являлась возможность интерактивного формирования поверхности корпуса судна, определения положения палуб, надстроек, платформ и переборок, формирования конструктивных элементов штевней, трассировки трубопроводов, задания и развертки листовых конструкций.

Позже эти специальные судостроительные программные комплексы стали вытесняться (в основном, из-за наметившегося отставания российских разработчиков ПО и благодаря «агрессивно-настойчивому» маркетингу) зарубежными комплексами AUTOCAD, FORAN, NUPAS-CADMATIK и др. Но уже с 2015 года в Волжском университете стали активно внедряться системы КОМПАС-3D и ВЕРТИКАЛЬ, разработанные российской компанией «Аскон». Данные системы являются полностью российскими независимыми системами 3D-проектирования. Их можно рассматривать как элементы, обеспечивающие технологический суверенитет Российской Федерации.

- Сегодня программные комплексы, разработанные «Аскон», стали стандартом для тысяч предприятий и образовательных организаций и сотен тысяч профессиональных пользователей, - отметил проректор по научной и инновационной деятельности ВГУВТ Евгений Бурмистров. - Более 90% всей графической документации, разрабатываемой в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, в университете сегодня выполняются с использованием ПО «Аскон».

В продолжение сотрудничества на площадке форума «Транспорт: горизонты развития» в июне текущего года ВГУВТ и компания «Аскон» подписали стратегическое соглашение об углублении сотрудничества по широкому спектру взаимодействия: от разработки специфических программных модулей до подготовки продвинутых пользователей – студентов и преподавателей, а также в части консультирования по установке и настройке ПО, его актуализации и технической поддержки системы в целом.

Кроме того, компания  предоставила университету необходимое количество лицензий на использование в образовательном процессе компьютерных инженерных программ, программ по управлению документооборотом на отраслевых предприятиях и организациях, программ по управлению жизненным циклом изделий судостроения, постпроектной обработки информации и т.п. Компания так же обучила преподавателей профильных кафедр, которые сегодня внедряют эти программы в учебный процесс.

- Отдельным направлением сотрудничества станет совместная работа над судостроительным модулем КОМПАС-3D, - дополнил начальник УНИИД ВГУВТ Сергей Гордлеев. - Коллектив наших учёных, совместно с «Аскон» будет разрабатывать и продвигать единую стратегию развития данного модуля, тестировать разрабатываемое ПО в образовательном процессе и в работе Конструкторского бюро университета.

Еще одним важным фактором, способствующим повышению качества подготовки корабелов в Волжском университете стало создание на базе факультета кораблестроения, гидротехники и защиты окружающей среды института кораблестроения и инфраструктуры водногмо транспорта, который осенью примет новое пополнение будущих создателей кораблей.

Судостроение - один из наиболее "наукоемких" видов промышленности, развитие которого дает четырех-пятикратный прирост производства в смежных отраслях. Поэтому государство сегодня всемерно поддерживает инициативы, связанные с его укрпелением, расширением и модернизацией в нашей стране.

Так сегодня также было объявлено об открытии по инициативе руководства Прибалтийского судостроительного заводла "Янтарь" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию" первых инженерных кбассов по судостроению на базе одлной из калиниградских средних школ. Учащимся предстоит углубленное изучение профильных предметов физико-математического цикла, истории судостроения, проектирования и 3D моделирования, основ бережливого производства и т.д.

Возврат к списку