Алексей Рахманов о верфи в Кронштадте и проблемах ОСК

Алексей Рахманов о верфи в Кронштадте и проблемах ОСК
Дата публикации
19 августа 2022
Источник
Кремль

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Мы этот проект рассматривали с разных сторон. По сути своей это реинкарнация планов моих предшественников образца 2010 года. Мы этот проект, можно сказать, зачехлили только по той причине, что у нас не было понимаемого структурного спроса на крупнотоннажный флот.

Сейчас в ситуации, которую мы видим перед собой, этот проект может, во-первых, быть полезен в связи с тем, что Балтзавод, по сути, заперт градостроительными решениями: там вокруг завода строится очень много жилья. И конечно, рассчитывать на то, что на Васильевском острове появится огромный эллинг, наверное, для города, даже при его индустриальной ориентации, достаточно сложно.
При этом мы понимаем, что как раз эта кооперационная схема позволит сконцентрировать Балтзавод на производстве блоков и секций насыщенных, а для начала на первом этапе вести, соответственно, в Кронштадте достройку. Мы для этого ещё и применим наши возможности Кронштадтского морского завода – там есть док Велещинского, в котором мы успешно отремонтировали первый ледокол, который у нас головной шёл, – «Арктика».

Это всё говорит о том, что технологические решения и подходы понятны. А потом, если судьба, соответственно, так решит, может быть, к 2040 году посмотрим и с Вашего одобрения попробуем рассмотреть возможность перебазирования Балтзавода уже целиком на эту площадку, чтобы не потерять кадры.

Но это пока, что называется, мысли вслух, не более того. На сегодняшний день речь идёт о том, чтобы действительно на новых технологических принципах реализовать такие амбициозные проекты.

В.Путин: А крупные суда-то будут проходить через дамбу, сквозь шлюзовые эти сооружения?

А.Рахманов: Да, там мы посмотрели – по габаритам получается, потому что то, что мы, например, делаем на «Северной верфи», у нас даёт ограничение максимум на Handymax. Когда Вы были на закладке фрегатов, мы про этот проект говорили, и он в 2023 году должен быть завершён в стройке.

А вот более крупные суда, уже которые будут 250 метров и выше и шириной около 40, они, к сожалению, у нас на «Северной верфи» помещаются не очень удобно. Просто затраты выше, чем на площадке, специально для этого приспособленной.

С этой точки зрения и проходные глубины канала, и подходные возможности с точки зрения формирования сухого дока, накрытого эллингом, при условии получения разрешений, потому что в Кронштадте, Вы сами знаете, выше собора не принято было строить ни промышленные, ни гражданские здания… Поэтому здесь, соответственно, будем ориентироваться как раз на такой набор технологических возможностей.

В.Путин:

Ладно.

Алексей Львович, а чего контрактов-то убыточных назаключали?

А.Рахманов: Владимир Владимирович, Вы, собственно говоря, на самом деле уже даже отчасти ответили на этот вопрос – эта проблема касается головных заказов, когда мы начинаем строительство, практически не имея до конца полной спецификации и понимания, из чего корабль или судно будут состоять. Мы в таких ситуациях, когда работаем с Министерством обороны, работаем по ориентировочным ценам. А вот бюджетное правило – к великому сожалению, если мы говорим про суда «Росморпорта» или, например, в разговорах с частниками, всегда упираемся в две проблемы. Мы на этапе формирования и строительства этого заказа, не имея проекта, не можем мотивированно заявить о том, какая будет цена. Поскольку мы стараемся быть клиентоориентированными, в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков, для того чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами.

Может быть, это неправильный подход – посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом, соответственно, уже наши финансы.
<…>
В.Путин: Алексей Львович, вот Вы сказали, что сначала Родина, а потом финансы.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной. И наоборот: нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. Я обращаю на это Ваше внимание.

Что касается интересов заказчика, то и здесь, конечно, нужно работать с заказчиком, обеспечить его интересы, но это не значит, что нужно делать всё шалтай-болтай и начинать стройку, заканчивать, а потом с финансами разбираться, подгоняя одно под другое. Отработаны же с Минобороны, как Вы сами сказали, хотя бы ориентировочные цены, показатели примерные.

Всё это можно сделать, и вопрос не в том, чтобы пренебрегать интересами заказчика, а вопрос в том, чтобы своевременно, грамотно, в короткие сроки отработать все формальные вопросы, связанные с заключением контракта. Я обращаю на это Ваше внимание. Пожалуйста.

А.Рахманов: Есть, Владимир Владимирович. Приняли к исполнению.

В.Путин: Хорошо.

Возврат к списку