Ученые Арктического научно-образовательного центра (НОЦ), созданного на базе Северного Арктического федерального университета (САФУ) в Архангельске, до 2024 года разработают и зарегистрируют как минимум 15 материалов для прямого лазерного выращивания деталей судов при помощи аддитивного производства, то есть печати на 3D-принтере. Об этом рассказал ТАСС проректор по инновационному развитию САФУ - научный руководитель НОЦ мирового уровня "Российская Арктика" Марат Есеев.
"К 2024 году нам нужно ввести порядка 15 новых материалов в морской регистр для того, чтобы обеспечить по крайней мере производство гребных винтов. Там используется порядка 15 сплавов, порошковых сплавов. Кроме того,<...> нужно технологию получения порошков оптимизировать, чтобы они были и недорогие, и качественные. Это тоже отдельная задача, это связано и сертификацией, испытанием свойств уже выращенных винтов", - сказал Есеев.
Как отметил собеседник агентства, технология 3D-печати активно применяется в разных отраслях, чаще это производство из пластиков, из металла технология несколько сложнее, потому что это связано с высокими температурами и другими технологическими нюансами. Тем не менее, например, в авто- и самолетостроении аддитивные технологии применяются уже широко, а в судостроении их внедрение пока на начальном этапе.
"Это связано с тем, что надо растить крупногабаритные детали, <…> управляющие программы должны учитывать не только геометрию <...>, но и еще и физическо-химическую модель самого изделия. Во время роста происходят процессы поводок, деформаций, которые на пластике не заметны, а на металле при росте больших деталей приводят к разрушению, проплавлению, нарушению свойств изделия. Поэтому для аддиктивных технологий в судостроении есть некоторое ограничение пока, но это связано с тем, что технологии не так совершенны, как необходимо", - пояснил Есеев.
По его словам, в судостроении не так принципиально соотношение "масса - прочность" изделия, как при производстве самолетов, то есть деталь можно делать относительно тяжелой. Но эргономичность тоже важна, можно сэкономить значительное количество материалов, например, применяя сетчатые конструкции. Деталь становится легче, а прочность практически не теряется.
Детали для постройки судов должны быть не только сертифицированы, но и пройти морской регистр, а также военную приемку, если речь идет о технике для военных кораблей. "Эти работы, которые сейчас мы ведем, направлены на то, чтобы наши предприятия, в данном случае [Центр судоремонта] "Звездочка", наиболее эффективно использовала имеющуюся у них установку для роста конкретных деталей, - сказал научный руководитель НОЦ. - Сейчас речь идет о том, что это и целиком выращенные детали типа гребного винта до 80 см как уже типовое изделие, сертифицированное, прошедшее морской регистр и военную приемку, и детали комбинированные. Например, лист, на который наплавляется какая-то конструкция".
Задачи НОЦ
Задача НОЦ состоит в том, чтобы отобрать перспективные проекты, затем предложить их бизнесу и связать разработчиков и заказчиков, чтобы они могли стать инвесторами проекта. "На сегодняшний день в морском регистре за счет работ, которые ведут участники НОЦ - это питерская "Корабелка" (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) и ЦНИИ "Прометей" - в основном, ввели в Морской регистр четыре порошка. Три из них - нержавейки различных видов и один титановый сплав", - отметил Есеев, добавив, что сейчас необходимо расширять спектр сертифицированных материалов, усовершенствовать технологии и ввести в морской регистр большего количества изделий.
Форум "Развитие Российской Арктики в программах деятельности научно-образовательных центров мирового уровня" проходит в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске с 15 по 17 ноября. В нем участвуют около 180 специалистов из 14 регионов.
В декабре 2020 года правительство РФ поддержало создание НОЦ "Российская Арктика". В его работе участвуют Архангельская и Мурманская области, а также Ненецкий автономный округ, в настоящее время в НОЦ входят 50 организаций. "Огромный интерес вызывает именно арктическая тематика, по этому направлению идут интенсивные технологические исследования, идут фундаментальные исследования в Арктике. Геостратегическое значение региона очень большое, и многие НОЦ хотели бы участвовать в арктических проектах. Поэтому мы собираем представителей других НОЦ, чтобы они посмотрели, чем мы занимаемся, возможно, подключились бы к проектам, которые у нас есть, или предложили бы нам участие в их проектах", - резюмировал Есеев.