Судостроительная корпорация «Ак Барс» (входит в группу компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс»), Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), Волжский государственный университет водного транспорта (ВГУВТ) и экологическая ассоциация «Байкальское содружество» заключили соглашение о деятельности по разработке и реализации проектов в сфере судостроения для озера Байкал и других экологических, инфраструктурных проектов на байкальской природной территории, сообщается в Telegram-канале Минпромторга Татарстана.
Документ также касается организации, формирования, реализации программ и стратегических планов в части обеспечения развития туризма, в том числе круизного, с учетом экологической составляющей, в том числе судов на базе универсальных водородных энергоустановок, развития водородной инфраструктуры.
Примером реализации экологической программы является создание водородного универсального функционального модуля на топливных элементах с комплектованием им единой электроэнергетической системы опытного прогулочно-экскурсионного судна, разработанного Крыловским ГНЦ. Сейчас он находится на завершающей стадии строительства и подготовки к испытаниям на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького (входит в СК «Ак Барс»).
В сентябре 2022 года АО «Зеленодольский завод им. Горького» (Татарстан) и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург) договорились о строительстве первого в России инновационного судна с энергетической установкой на базе опытного образца универсального функционального модуля на водородных топливных элементах. В конце февраля 2023 года состоялась закладка судна проекта 00393 на водородном топливе.
Технические характеристики судна проекта 00393: длина габаритная — около 15,4 м; ширина габаритная — около 3,3 м; пассажировместимость — 10 человек; экипаж — 2 человека; осадка — около 0,54 м; скорость на тихой воде — до 12 км/ч; продолжительность рейса — 5 часов.
Также напомним, что в апреле 2023 года вице-премьер РФ Виктория Абрамченко утвердила поручения по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. В частности, Минтрансу было поручено рассмотреть возможность перевода судов в акватории озера Байкал на газомоторное топливо и (или) аккумуляторные батареи.