В Санкт-Петербурге провели уникальную судоподъёмную операцию по подъёму на берег 800-тонного плавучего дока ПД-27. Это получилось сделать без разбора конструкции на секции. Работу выполнила компания «Альтернативные решения».
Доки преклонного возраста
Роль плавучих доков в структуре российского флота сложно переоценить. Неспроста их называют "госпиталями" для рыболовных траулеров, магистральных сухогрузов и других транспортных судов. Но и сами доки рано или поздно начинают требовать "лечения". Особенно учитывая немалый срок, который они находятся в эксплуатации.
Из имеющихся в России 242 плавучих доков лишь несколько построены в XXI веке. Остальным – минимум по 40 лет. А средний возраст таких плавсредств сегодня составляет 50 лет. Все эти суда находятся в состоянии если не полной, то очень большой изношенности. Такую статистику озвучили на конференции "Доковое хозяйство России: текущее состояние и перспективы", которая прошла в рамках выставки "Нева-2023" в Санкт-Петербурге.
Прогрессивное решение
Советские инженеры наделили плавучие доки уникальной опцией саморемонта или, как указано в технических паспортах, самодокования. Док может поднимать отдельные секции для проведения осмотра и технического обслуживания. Это дешевый и универсальный способ ремонта, но из-за трудоемкости процесса и дефицита профессиональных докмейстеров предприятия часто отказываются от этого метода в пользу радикального – утилизации.
Но есть и другой путь. В декабре 2023 года его продемонстрировала компания "Альтернативные решения". Она провела уникальную операцию по подъему плавучего дока ПД-27, выпущенного в 1971 году и принадлежащего СПб ГУП "Экострой".
Судно весом около 800 тонн переместили на сушу единым целым, без разъединения на 5 секций. Это позволило не нарушить жесткость общей конструкции дока. Целью подъёма были ремонт и получение разрешительной документации на дальнейшую эксплуатацию.
Для перемещения судна на площадку использовались пневматические ролик-мешки. В спущенном виде их укладывают под корпус плавсредства и накачивают сжатым воздухом. Под его воздействием мешки приобретают форму цилиндров, по которым док с помощью лебёдок вытягивается на специально подготовленную площадку. Гибкая оболочка ролик-мешка сводит на нет риск повреждения судна о грунт.
– Для нас было главным правильно распределить тяговую нагрузку, чтобы не повредить док. У первой и последней секции судна нет дна, поэтому мы подготовили и раскрепили деревянные щиты под водой, – делится деталями судоподъёмной операции главный инженер «Альтернативных решений» Алексей Васильев. - Неравномерная нагрузка на левый борт, где находятся основные механизмы, также доставляла неудобства в работе. Все технические сложности мы преодолели, выкатили док на подготовленную площадку и установили на клети высотой 1.2 метра.
Успех операции по подъёму такого дока на ролик-мешках вызывал у многих сомнения, но расчёты и анализ ситуации специалистами компании оказались точны.
– Судопододъём для нас – не новое направление. У компании есть техника и команда профессионалов. Мы готовы взяться за любой заказ, – рассказывает директор "Альтернативных решений" Роман Астанков, – Сейчас в этой сфере наблюдается оживление, что привлекает непрофессионалов желающих подзаработать. И это часто приводит к потере времени и денег заказчика. Мы же проводим глубокий технический анализ и подбираем максимально правильную технологию для решения задачи.
Технология, которую предложили "Альтернативные решения", позволила владельцам дока сэкономить немало средств, ведь, как известно, стоянка на судоремонте в порту стоит недешево.
– После обследования дока и осмотра территории заказчика мы пришли к мнению, что подъём судна можно произвести непосредственно на месте, – говорит специалист по судоподъему на пневматических ролик-мешках Валентин Цыпляков, – За неделю полностью подготовили площадку и приступили к выкатке. Таким образом, заказчик сможет ремонтировать свой док не торопясь, ведь за стоянку платить не нужно.
От дока до танка
За 10 лет работы в портфолио «Альтернативных решений» накопилось немало успешно реализованных проектов. Среди них – подъем затопленной подводной лодки проекта 613 в Кронштадте, затопленного в Каме сухогруза «Шестая пятилетка», затонувшего катера "Ярославец" из акватории Рыбинского водохранилища, упавшего строительного крана из реки Пур на Ямале и раритетного танка времен Великой Отечественной войны КВ-1 со дня реки Дон. После реставрации легендарная боевая машина стала экспонатом музея Бронетанковой техники в Кубинке. Теперь "Альтернативные решения" намерены заявить о себе как о профессионалах в судоподъёме доков.
Правила меняются
Как мы писали ранее, в скором времени владельцам доков придется уделять больше внимания техническому состоянию своих судов. Российский морской регистр судоходства планирует изменить правила освидетельствования и оценки технического состояния.
В настоящее время в России и странах ближайшего зарубежья в плачевном состоянии находится более 20 плавсредств, подобных ПД-27. Их подъем на сушу для ремонта на классических слипах и эллингах невозможен, а транспортировка к большим докам часто ограничена судовым ходом. Так что технология судоподъема на пневматических ролик-мешках имеет большие перспективы в будущем.