Статья из журнала «Морская наука и техника» - «Перспективы развития судостроения России» №11
ООО «Верфь братьев Нобель» (концерн «Калашников») подписало государственный контракт с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга на строительство буксира ледокольного класса «Нарвская застава» для обеспечения экологической безопасности акватории Северной столицы. Время постройки судна – до конца 2026 года.
В срок и с высоким качеством
В церемонии подписания госконтракта приняли участие председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Александр Герман, заместитель председателя комитета Михаил Страхов, генеральный директор ООО «Верфь братьев Нобель» Дмитрий Быстров, советник генерального директора АО «Концерн «Калашников» Андрей Рязанов, другие представители комитета и концерна «Калашников».
– Профессиональные компетенции работников и производственные мощности судостроительного предприятия позволяют выполнить данный заказ в указанные сроки и с высоким качеством. Ледокольный буксир «Нарвская застава» – многоцелевое судно. К слову, по своим габаритам оно несколько меньше, чем краболовы «Сергей Приходько» и «Владимир», достраивающиеся на нашей верфи. В настоящее время идет проработка конструкторской документации, и подготовка производственной площадки на предприятии для закладки судна, которая запланирована на июнь-июль 2024 года, – говорит генеральный директор ООО «Верфь братьев Нобель» Дмитрий Быстров.
Проект 3262 буксира ледокольного типа класса «КМ Аrc4 [1] R3- RSN AUT2 Tug» разработан АО «Инженерный центр судостроения» из Санкт-Петербурга.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
• Длина наибольшая – около 42,5 м
• Длина по конструктивной ватерлинии (КВл) – 38,0 м
• Ширина по КВл – 11,8 м
• Высота борта – 5,2 м
• Осадка по КВл – 3,8 м
• Водоизмещение – 655,7 т
• Энергетическая установка – 2x1800 кВт
• Скорость – около 11,0 узлов
• Экипаж – 8 человек
• Автономность – 5 суток
И лед разобьет, и нефть соберет
«Нарвская застава» предназначена для проведения ледокольных работ в прибрежных морских районах и на внутренних водных путях, в том числе по предупреждению зажорных образований (ледяной пробки, скопления рыхлого льда) на реке Неве; разрушения и ликвидации ледовых образований у мест забора воды из Невы для городских нужд; прокладывания каналов для ледовой проводки судов; участия в аварийно-спасательных операциях и ликвидации разливов нефтепродуктов, в том числе в зимний период; тушения пожаров.
Ледокольный буксир также будет способен выполнять буксировку судов в районах, разрешенных для плавания в соответствии с классом судна (при проведении спасательных и других операций).
Под всеми мостами Северной столицы
«Нарвская застава» – однокорпусное судно с ограниченным надводным габаритом, полубаком и одноярусной надстройкой. Одна из его конструктивных особенностей заключается, в частности, в наличии подъемно-опускной рулевой рубки, а также заваливаемых мачты и антенн для прохода под многочисленными мостами на Неве. Помимо этого, проект предусматривает оснащение судна двумя полноповоротными винторулевыми колонками (ВРК) с открытыми винтами фиксированного шага в корме, а также кормовыми буксирной лебедкой и буксирным битенгом с буксирным гаком.
Судно имеет U-образные ледокольные обводы с наклонным форштевнем, ледовый выступ в нижней части форштевня и ледовые выступы в корме за ВРК. Отметим также наличие выемки в надводной части кормы для буксировки судов «на усах» – это вид проводки судов во льдах, при котором нос судна входит в вырез на корме ледокола либо ледокольного буксира, имеющий специальную кранцевую защиту (представляет собой приспособление для смягчения ударов судна о борт другого судна или причал).
Уточним, что эксплуатация буксира ледокольного типа класса «КМ Аrc4 [1] R3- RSN AUT2 Tug» проекта 3262 предполагается в основном в акваториях рек Нева и Свирь на всей протяженности судоходных путей, Ладожского и Онежского озер, в прибрежных районах Финского залива, примыкающих к территории Ленинградской области. Подчеркнем, что в морских районах судно эксплуатируется с рулевой рубкой исключительно в поднятом положении.
Контейнеры на всякий случай
На судне предусматривается возможность размещения до двух контейнеров ISO 20’ и трех контейнеров ISO 10’ с технологическим оборудованием для работ по ликвидации разливов нефтепродуктов. Хотя возможно использование такого же числа контейнеров иного назначения, в частности, специализированных контейнеров для дополнительного персонала. К слову, обеспечивается подача потребителям в контейнерах электрического питания напряжением 380 В, 3 фазы, 50 Гц и 220 В, 50 Гц.
На ледокольном буксире «Нарвская застава» погрузка и разгрузка контейнеров будет осуществляться судовым краном в пределах его грузоподъемности и вылета. Если же возникнет необходимость в перемещении контейнеров (грузов) большей грузоподъемности или на расстояние, превышающее длину вылета стрелы судового крана, то здесь будут задействованы внешние, например, портовые, грузоподъемные средства.
Валерий СЯБРОВ
Фото: АО «Концерн «Калашников», ООО «Верфь братьев Нобель»,
с сайта АО «Инженерный центр судостроения»