По материалам журнала Флот России
Генеральный директор АО «Моринсис-Агат-КИП» Румянцев Сергей Васильевич
Основной задачей, решаемой системой контроля расхода топлива, является повышение коммерческой эффективности эксплуатации флота. Для современных судовладельцев особенно важно, чтобы учет топлива был максимально удобным, прозрачным и точным. Решение данной проблемы сегодня, в условиях возросшей экономии и конкуренции, достаточно эффективно решается установкой системы контроля топлива, включающую в себя расходомеры топлива, плотномеры и измерители уровня в топливных цистернах судна. Благодаря полученной экономии приобретение такого оборудования контроля окупается в короткие сроки. Особенно это выгодно для техники, которая работает значительную часть суток, а временами и круглосуточно.
АО «Моринсис-Агат-КИП» предлагает к установке отечественную Систему контроля топлива судовую (СКТС) «Кайман» (далее - Система «Кайман») с применением российских комплектующих и материалов, соответствующей требованиям Российского морского регистра судоходства и Российского классификационного общества.
В состав СКТС «Кайман» входят приборы и программное обеспечение собственной разработки, в том числе:
-
программное обеспечение «Контроль-Р» (далее - ПО «Контроль-Р»);
-
ультразвуковые расходомеры Агат-Р;
-
уровнемеры со встроенным каналом измерения температуры Агат-У;
-
плотномеры со встроенным каналом измерения температуры Агат-П;
-
блоки сопряжения Агат-ПЛК.
С учетом многообразия судовых энергетических установок (далее - СЭУ), параметры которых необходимо контролировать для обеспечения необходимой энергоэффективности, СКТС «Кайман» построена на основе агрегатно-модульного принципа, который позволяет осуществлять конфигурирование и масштабирование системы в зависимости от конкретных задач судовладельцев и условий применения. Передача судовладельцу информации о наличии и движении топлива осуществляется удаленно на любое удобное устройство (телефон, ПК, ноутбук или планшет).
Основными компонентами (ядром) СКТС «Кайман» являются:
Ядро системы обеспечивает подключение к ней датчиков измерения и контроля с различными интерфейсами. При этом могут быть использованы как уже имеющиеся на судне датчики, так и поставляемые по отдельному заказу. Количественный и функциональный состав датчиков определяется конфигурацией СЭУ.
В качестве дополнительных функциональных компонентов к ядру Системы «Кайман» могут быть подключены:
Типоряд приборов из состава Системы «Кайман» позволяет использовать изделия в различных системах главных и вспомогательных энергетических установок, в составе оборудования для погрузки жидких грузов, общесудовых систем, а также в оборудовании нефтедобычи, нефтепереработки и др.
СКТС «Кайман» предназначена для применения на судах гражданского морского и речного флота с целью:
-
выявления случаев «нецелевого» расхода топлива;
-
выявления случаев повышенного расхода топлива судовыми потребителями;
-
оперативного учета расходования топлива судовыми потребителями;
-
оперативного учета перемещения топлива на судне;
-
соответствия судна нормам конвенции МАРПОЛ 73/78 в части контроля качества топлива и оптимизацией его расходования.
Установка СКТС «Кайман» на судах позволит непрерывно контролировать и учитывать:
-
расход и остаток топлива в системах СЭУ и не только;
-
учет принимаемого и выдаваемого топлива;
-
действительный расход дизельного топлива потребителями;
-
температуру охлаждающей жидкости, температуру и давление масла в каждом двигателе (по требованию заказчика);
-
частоту вращения вала каждого двигателя и ресурс каждого двигателя (по требованию заказчика);
-
параметры движения судна (координаты, скорость, направление движения, пройденный путь и т.д.) (по требованию заказчика);
-
За счет ужесточения ряда требований к внешним воздействиям предусмотрена возможность применения СКТС «Кайман» для контроля и учета топлива на базах хранения топлива на территории портов.
Основные технические характеристики системы:
-
абсолютная погрешность измерения уровня топлива не более 5 мм;
-
основная относительная погрешность измерения расхода топлива ±0,25 %, ±0,5 % или ±1,0 % в зависимости от конструктивного исполнения расходомера;
-
абсолютная погрешность измерения температуры топлива: не более ±0,5 ºC;
-
диапазон измерений уровня топлива от 0,15 до 15,00 м;
-
диапазон измерений расхода топлива от 3 до 5 000 кг/ч (с разбивкой на поддиапазоны для обеспечения необходимой точности измерений);
-
диапазон измерений при приёме/выдачи топлива от 3 до 300 000 кг/ч (с разбивкой на поддиапазоны для обеспечения необходимой точности измерений);
-
электропитание системы осуществляется от судовой сети переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 220 или 380 В;
-
диапазон рабочих температур окружающей среды: -25…+55° С;
-
диапазон предельных температур окружающей среды: -50…+70°С;
-
ПО «Контроль-Р» обеспечивает сбор, расчёт текущих значений остатков и расхода топлива СЭУ с последующим хранением данных в базе данных на протяжении не менее трех лет;
-
ПО «Контроль-Р» и технические средства обеспечивают защиту от несанкционированного доступа и возможности изменения архивных данных;
-
возможность информационного сопряжения с ИСУ ТС судна;
-
назначенный срок службы не менее 15 лет.
Резюмируя, внедрение СКТС «Кайман» на судах гражданского флота позволит:
-
повысить экономию топлива;
-
автоматизировать систему топливной отчетности;
-
снизить трудоемкость работ по учету движения топлива;
-
решать задачи на выполнение требований IMO.
Для каждого вида судна специалистами АО «Моринсис-Агат-КИП» подбираются эффективные технические решения, основанные на потребностях судовладельца и технических характеристиках судна. Основное преимущество данной системы – уровень общей локализации системы не менее 80% и наличие заключения о подтверждении производства на территории РФ согласно постановлению Правительства от 17.07.2015 г. №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».
Скачать журнальную версию статьи