По материалам журнала Флот России
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МПТ И ОБЪЕКТОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «НТЦ «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА», КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЛЕЩЕНКО ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ.
В настоящее время ситуация с обеспечением безопасной эксплуатации морских подводных трубопроводов (МПТ) и объектов значительно усложнилась. Техногенные факторы дополнились угрозами террористического воздействия. Международные гарантии и договорённости не работают, правовое поле практически полностью разрушено. В этой ситуации особенно актуальным становится формирование собственной системы реагирования на опасности и обеспечения целостности труб.
В связи с этим Межведомственный экспертный совет по безопасности подводных трубопроводов и объектов (МЭС) совместно с группой экспертов и Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России проводит активную работу по концептуальной разработке проектов серии судов специального назначения для ремонта МПТ, обеспечения безопасности подводной инфраструктуры. Очевидно, что для каждого региона требования к подобным судам существенно разнятся.
Для акватории Каспийского моря требования были сформированы следующим образом:
АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СПЕЦ.СУДНА
Выполняемые задачи:
- Позиционирование и стабилизация судна на точке;
-
Размыв грунта/ликвидация фриспанов (отсыпка гравием/укладка мешков с песком);
-
Обеспечение водолазных работ;
-
Обеспечение работ ROW (ТНПА);
-
Гидрографические работы;
-
Постановка боновых заграждений.
Функционал:
- Выполнение всего цикла ремонтных и регламентных операций за один выход для любых видов ремонта;
-
Возможность длительных переходов/смены региона работ;
-
Возможность работы на разных операторов;
-
Универсальность, возможность выполнения иных операций.
Дополнительные операции:
- Гидрографические работы;
-
Водолазное обеспечение;
-
Постановка боновых заграждений;
-
Транспортные/спасательные операции;
-
Вспомогательные работы;
-
Патрулирование/дежурство.
Специфика региона эксплуатации судов:
- Каспий/Балтика/Азовское море;
-
Черное море;
-
Сахалин/Северные моря (ледовый класс, глубины, ROW).
Состав оборудования:
- DP2/трех-четырехточечное раскрепление якорей;
-
Достаточный размер палубы;
-
ГПМ;
-
Погружной насос, гидромонитор;
-
Система подвеса внешнего грунтососа;
-
Траловая лебедка, для буксируемого оборудования (геодезия);
-
ROW (ТНПМ/LARS/Контейнер управления.
Требования к оборудованию:
- Кран/(оффшорный) – 3-5 тонн;
-
Палуба: под 2-4 20футовых контейнера плюс рабочая зона ~ 5*10 м;
-
Место для хранения шлангов и бонов;
-
П-рама для погружного грунтососа (1,5-3т);
-
Электрика 150-300 кВт;
-
Каюты на 5-15 чел. (без учета экипажа);
-
Автономность от 3-5 недель;
-
Мореходность/ледовый класс.
Облик судна:
- Компактное, хорошо оснащенное судно;
-
Водоизмещение 1500-2000т;
-
Тип: Рыбак, ТБС, возможно катамаран.
Все эти параметры и требования к судам выработаны на основании многолетнего опыта проведения ремонтов подводных трубопроводов и подводной инфраструктуры нефтегазодобычи, проведения подводно-технических работ, ликвидации многочисленных разноплановых аварийных ситуаций высокопрофессиональной инженерной командой научно- технического центра «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА». С их учетом в 2024 году создан пилотный вариант серии подобных судов.
В настоящее время
судно «НЕПТУН» (порт приписки –Астрахань), оборудованное при технической поддержке ЦНИИ «КУРС» и при информационно-консультативном участии Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России успешно осуществляет работы по ремонту и восстановлению целостности и работоспособности объектов нефтегазовых транспортных систем в Каспийском море.
Данная работа создает основу системного подхода к решению актуальных задач по обеспечению безопасности отечественных транспортных подводных систем.
Скачать журнальную версию статьи