СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


По материалам журнала Флот России

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МПТ И ОБЪЕКТОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «НТЦ «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА», КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЛЕЩЕНКО ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ.

В настоящее время ситуация с обеспечением безопасной эксплуатации морских подводных трубопроводов (МПТ) и объектов значительно усложнилась. Техногенные факторы дополнились угрозами террористического воздействия. Международные гарантии и договорённости не работают, правовое поле практически полностью разрушено. В этой ситуации особенно актуальным становится формирование собственной системы реагирования на опасности и обеспечения целостности труб.
В связи с этим Межведомственный экспертный совет по безопасности подводных трубопроводов и объектов (МЭС) совместно с группой экспертов и Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России проводит активную работу по концептуальной разработке проектов серии судов специального назначения для ремонта МПТ, обеспечения безопасности подводной инфраструктуры. Очевидно, что для каждого региона требования к подобным судам существенно разнятся.

Для акватории Каспийского моря требования были сформированы следующим образом:

АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СПЕЦ.СУДНА

Выполняемые задачи:
  • Позиционирование и стабилизация судна на точке;
  • Размыв грунта/ликвидация фриспанов (отсыпка гравием/укладка мешков с песком);
  • Обеспечение водолазных работ;
  • Обеспечение работ ROW (ТНПА);
  • Гидрографические работы;
  • Постановка боновых заграждений.
Функционал:
  • Выполнение всего цикла ремонтных и регламентных операций за один выход для любых видов ремонта;
  • Возможность длительных переходов/смены региона работ;
  • Возможность работы на разных операторов;
  • Универсальность, возможность выполнения иных операций.
Дополнительные операции:
  • Гидрографические работы;
  • Водолазное обеспечение;
  • Постановка боновых заграждений;
  • Транспортные/спасательные операции;
  • Вспомогательные работы;
  • Патрулирование/дежурство.
Специфика региона эксплуатации судов:
  • Каспий/Балтика/Азовское море;
  • Черное море;
  • Сахалин/Северные моря (ледовый класс, глубины, ROW).
Состав оборудования:
  • DP2/трех-четырехточечное раскрепление якорей;
  • Достаточный размер палубы;
  • ГПМ;
  • Погружной насос, гидромонитор;
  • Система подвеса внешнего грунтососа;
  • Траловая лебедка, для буксируемого оборудования (геодезия);
  • ROW (ТНПМ/LARS/Контейнер управления.
Требования к оборудованию:
  • Кран/(оффшорный) – 3-5 тонн;
  • Палуба: под 2-4 20футовых контейнера плюс рабочая зона ~ 5*10 м;
  • Место для хранения шлангов и бонов;
  • П-рама для погружного грунтососа (1,5-3т);
  • Электрика 150-300 кВт;
  • Каюты на 5-15 чел. (без учета экипажа);
  • Автономность от 3-5 недель;
  • Мореходность/ледовый класс.
Облик судна:
  • Компактное, хорошо оснащенное судно;
  • Водоизмещение 1500-2000т;
  • Тип: Рыбак, ТБС, возможно катамаран.
Все эти параметры и требования к судам выработаны на основании многолетнего опыта проведения ремонтов подводных трубопроводов и подводной инфраструктуры нефтегазодобычи, проведения подводно-технических работ, ликвидации многочисленных разноплановых аварийных ситуаций высокопрофессиональной инженерной командой научно- технического центра «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА». С их учетом в 2024 году создан пилотный вариант серии подобных судов.

В настоящее время судно «НЕПТУН» (порт приписки –Астрахань), оборудованное при технической поддержке ЦНИИ «КУРС» и при информационно-консультативном участии Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России успешно осуществляет работы по ремонту и восстановлению целостности и работоспособности объектов нефтегазовых транспортных систем в Каспийском море.

Данная работа создает основу системного подхода к решению актуальных задач по обеспечению безопасности отечественных транспортных подводных систем.

Скачать журнальную версию статьи

Возврат к списку