Специалисты Морского технопарка МГУ им. адм. Г.И. Невельского приняли участие в приемке новых судов арктического класса, построенных на судостроительном комплексе "Звезда" в г. Большой Камень Приморского края. Они использовали для проведения осмотра подводных частей судов комплекс ТНПА и систему "компьютерного зрения".
Разрабатываемый сотрудниками Научно-инновационного комплекса "Морской технопарк" МГУ им. адм. Г.И. Невельского метод и аппаратные комплексы для проведения осмотровых работ состояния подводных частей корпусов судов были использованы в процессе приемки новых судов.
Обычная методика осмотровых работ предполагает использование группы сертифицированных водолазов и занимает много времени. Использование телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов позволяет значительно сократить время осмотра, в несколько раз снижает стоимость работ, делает работу более безопасной, таргетированной и точной. Ученые университета разработали аппаратно-программный комплекс, специально для проведения таких работ, состоящий из телеуправляемого необитаемого подводного аппарата осмотрового класса и специализированной системы компьютерного зрения, которая позволила оперативно получить высокое качество изображения подводной части осматриваемых судов.
Подводные обследования двух судов арктического класса, построенных на ССК "Звезда", были выполнены в течении трех часов силами всего двух ученых МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кандидатом технических наук И.О. Букиным и кандидатом технических наук Д.А. Коровецким. При этом члены приемной комиссии в реальном времени могли анализировать изображение и участвовать в постановке задач осмотра. Члены приёмной комиссии, в которую входили представители ССК "Звезда", АО "Роснефтефлот", администрации порта, члены экипажей принимаемых в эксплуатацию судов, отметили высокое качество осмотровых работ и их оперативность. Проведено обследование сварочных соединений и состояние лакокрасочного покрытия корпуса, наличие следов коррозии и обрастания. Обследованы системы анодно-катодной защиты корпуса и состояние винто-рулевой группы.
Первый опыт осмотровых работ судна был получен командой Морского технопарка еще в 2014 году в арктическом рейсе Дальневосточного плавучего университета на УПС "Профессор Хлюстин", когда после ледовой проводки судна в проливе Лонга и столкновения судна с плавающими льдами, потребовалось провести осмотровые работы корпуса. Тогда работы были выполнены с использованием первого ТНПА – "МАКС-300", который был разработан учеными МГУ им. адм. Г.И. Невельского совместно с ИПМТ ДВО РАН. Затем эта методика использовалась при постановке в сухой док для ремонта ПУС "Надежда" и УПС "Профессор Хлюстин".
Подводные осмотровые работы с использованием ТНПА имеют прекрасную перспективу использования в морской отрасли в целом и в частности в Дальневосточном регионе, где в настоящее время активно развивается судостроение, сообщает пресс-служба Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского.