На производственной площадке «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК) по проектам «Флотпроект» строится пять судов технического флота. Об этом в ходе VIII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» рассказал генеральный директор конструкторского бюро «Флотпроект» группы компаний «Стройлидерплюс» Андрей Озерных.
По его словам, в числе строящихся судов — многочерпаковый земснаряд (проекта FPDR1) и самоотвозной земснаряд (FPHD3), буксир-толкач (FPTG1), шаланда (FPHB2) и мотозавозня (FPW1).
Андрей Озерных отметил, что эти проекты реализуются в комплекте. Так, строящаяся мотозавозня, которая планируется к сдаче в мае 2025 года, предназначена для обслуживания фрезерных землеснарядов. «Это будет серия мотозавозен», — дополнил он. При этом фрезерный земснаряд был сдан в прошлом году и передан Росморпорту.
Шаланда (FPHB2) и буксир (FPTG1) спроектированы как комплект для работы с многочерпаковым землеснарядом (FPDR1) производительностью 250 куб. м в час. «Он (многочерпаковый землеснаряд. — Прим. ред.) строится под речной регистр для казахской компании, для работы в Северном Каспии. Там тоже есть потребность в таких судах. Поэтому сейчас строится два таких судна. Первое судно должно быть сдано в этом году. Проект регистром согласован. Оборудование все поставлено. Сейчас строительство на завершающей стадии», — дополнил Андрей Озерных.
«Все эти проекты, пять первых, которые я перечислил, строятся на площадке ЮЦСС «Лотос». И, конечно, при строительстве этих проектов мы были заинтересованы в уменьшении рисков колебания валюты и старались закладывать в проект российских производителей. Но не всегда это получалось», — подчеркнул Андрей Озерных.
По его словам, при одинаковых или схожих технических характеристиках и параметрах китайская продукция с учетом растаможивания обходится в полтора раза дешевле российской. «Например, отечественных производителей палубных кранов у нас несколько, и они конкурируют между собой. Но, тем не менее, купить сегодня кран в Китае, растаможить его и привезти получается дешевле. По крану-манипулятору разница еще больше».
Такая же ситуация и со сроками поставки. «Несмотря на то, что нам надо это оборудование привезти и растаможить, все равно получается быстрее, чем ждать российское оборудование. Вот такие проблемы и сложности с локализацией оборудования при строительстве и проектировании именно дноуглубительного флота», — дополнил он.