В 2024 году завершена реализация 4-х мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры. Суммарный прирост производственных мощностей морских портов составил 27,7 млн тонн. В «Росморпорте» подвели итоги деятельности и определили ключевые задачи на текущий год и среднесрочную перспективу до 2027 года.
С приветственным словом к участникам совещания обратился руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко. Глава агентства провел обзор текущей ситуации в отрасли водного транспорта страны, обратив внимание на важность обеспечения устойчивой связи реки и моря и создания мультимодальных логистических центров на базе портовой инфраструктуры для укрепления транспортного потенциала страны.
В конце марта 2025 года был открыт терминал «Лавна» на западном берегу Кольского залива в Мурманской области. Благодаря реализации этого проекта Мурманский транспортный узел станет одним из ведущих логистических хабов в России, а также внесет свой вклад в развитие и обеспечение грузопотока Большого Северного морского пути.
Как подчеркнул Андрей Тарасенко, введение в эксплуатацию новых портов, увеличение пропускной способности в имеющихся и модернизация портовой инфраструктуры – необходимый шаг для поступательного развития нашей отрасли и экономики в целом.
В рассмотренной Росморречфлотом Стратегии развития ФГУП «Росморпорт» самым важным приоритетом для предприятия в долгосрочной перспективе обозначено повышение финансовой устойчивости и развитие активной коммерческой деятельности, в том числе освоение рынка предоставления стивидорных услуг.
Руководитель Росморречфлота поздравил работников предприятия с успешным завершением 2024 года: «Предприятие неоднократно подтверждало статус «Лидера отрасли». Впереди стоит немало целей и амбициозных задач по дальнейшему динамичному развитию системы морского транспорта, обеспечению её эффективного, и самое главное, безопасного функционирования».
«Росморпорт» в силу своего предназначения активно участвует в развитии морской отрасли: реализует государственные программы, оказывает услуги по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портах и на подходах
к ним, управляет государственным имуществом в морских портах, строит новый современный флот для обеспечения уставной деятельности.
В отчетном периоде предприятием были проведены масштабные дноуглубительные работы в объеме 11,8 млн куб. м, в том числе 6,8 млн куб. м для поддержания навигационных параметров на Волго-Каспийском морском судоходном канале.
Продолжены работы по обеспечению бесперебойной работы паромного сообщения с Калининградской областью, Керченской переправы, в том числе исполнены поручения органов власти по комплексной защите транспортного перехода через Керченский пролив.
ФГУП «Росморпорт» также продолжает выполнять задачи по обновлению флота, предусматривающие строительство судов по российским проектам с максимальным насыщением отечественным оборудованием. В 2024 году в эксплуатацию было введено 18 судов и начато строительство 9 новых судов, в том числе земснаряда высокой производительности.
В своем докладе руководитель ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин отметил успешное завершение ряда мероприятий по строительству, техническому перевооружению объектов систем обеспечения безопасности мореплавания, а также продолжение осуществления мероприятий по обновлению объектов морской портовой инфраструктуры.
На современном этапе требуется создание принципиально новых сервисов для грузовладельцев и перевозчиков за счет применения высокоавтоматизированных и автономных систем. Росморпорт реализует проекты по переводу систем управления движением судов на российское программное обеспечение.
Значительные результаты были достигнуты в вопросах реализации проектов цифрового развития предприятия. В 2024 году создана информационная система обеспечения лоцманской деятельности в пилотной зоне (ИСОЛД) на базе отечественного ПО. Работа ИСОЛД в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Астрахань и Оля признана стабильной и эффективной. Предстоит дальнейшее ее тиражирование в других филиалах предприятия.
В рамках развития Ситуационного центра предприятия успешно реализована система мониторинга автоматизированных уровневых постов в морских портах. Это обеспечит централизованный оперативный мониторинг данных об изменениях уровня моря и повысит эффективность проведения гидрографических и дноуглубительных работ.
Предприятие продолжит реализацию стратегически важных отраслевых задач, регламентируемых Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», а также Федеральным проектом «Развитие опорной сети морских портов».
Одно из главных направлений работы на ближайшие годы для предприятия и для отрасли в целом – увеличение объема перевозок по международным транспортным коридорам к 2030 году не менее, чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года за счет повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов.