В Торгово-Промышленной Палате прошло заседание Комитета по транспорту, посвященное вопросам развития транспортной системы в сегменте речного транспорта. Его провел председатель Комитета, генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих, передаёт пресс-служба Минтранса России.
Заместитель Министра транспорта Александр Пошивай выступил с докладом о роли водного транспорта в обеспечении связанности регионов страны. Он напомнил о проведенных в прошлом и текущем году обсуждениях, по итогам которых уточнены потребности субъектов в скоростных пассажирских перевозках и рассмотрены вопросы мер поддержки внутрирегиональных перевозок. Принято решение о выделении дополнительного финансирования на выполнение государственных заданий на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Соответствующие средства на 2025 год уже доведены до Росморречфлота.
В июне текущего года при участии представителей Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, судоходных компаний и отраслевых ассоциаций принято решение о создании рабочей группы по формированию мер восстановления грузовых перевозок речным транспортом.
Александр Пошивай рассказал, что с 2020 года увеличены качественные параметры внутренних водных путей протяженностью более 9 тыс. км. Свыше 6,5 тыс. км входят в состав Единой глубоководной системы европейской части России, еще почти 28 тыс. км расположено в районах Крайнего Севера, где водный транспорт играет жизненно важную роль, осуществляя основные объемы перевозок грузов и пассажиров. Запланированный объем «северного завоза» социально-значимых грузов в навигацию 2024 года полностью выполнен.
Минтрансом России в рамках деятельности профильной рабочей группы утвержден план мероприятий по переориентации перевозки грузов с железнодорожного на внутренний водный транспорт на параллельных маршрутах. Росморречфлотом организована работа по созданию современных перегрузочных «хабов», в том числе на базе действующих речных портов и строительству новых в отдельных субъектах. Совместно с заинтересованными регионами созданы рабочие группы и сформированы «дорожные карты» по реализации данных задач (Республика Татарстан, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Московская, Омская и Амурская области). Продолжается работа с другими субъектами, заинтересованными в развитии перевозок и транспортно-логистических центров.
Из Свияжского мультимодального логистического центра, расположенного в Татарстане, совершена первая отправка судна с зерном в порт Высоцк на Балтике.
В Республике Саха (Якутия) продолжается развитие нового транспортно-логистического комплекса, созданного на базе грузового терминала, расположенного на железнодорожной станции Нижний Бестях. Данная работа и позволит соединить речной причал с железнодорожной магистралью и автомобильной трассой.
Прорабатывается вопрос создания перегрузочного комплекса в речном порту Джалинда в Амурской области. Он необходим для развития регулярного речного судоходства между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В целом за счет создания перегрузочных «хабов» объем перевалки в речных портах планируется увеличить на 20 % к 2027 году.
Александр Пошивай поделился информацией о реализации проекта «Речные магистрали», разработанного по поручению Президента России. Проект призван повысить транспортную доступность регионов Приволжского федерального округа, разгрузить автомобильные и железные дороги, придать импульс развитию туризма, привести к созданию новых рабочих мест, загрузить верфи и промышленность.
По итогам прошлого года определены 12 субсидируемых маршрутов в Нижегородской области, Республике Татарстан и Чувашской Республике. Запущена система продажи билетов с использованием информационного ресурса «единый билет». Российским организациям доведены субсидии из федерального бюджета в объеме 45,6 млн рублей в целях возмещения расходов на перевозки на скоростных межрегиональных маршрутах по Волге. На 2025 год объем выделенного финансирования составил 150 млн рублей. Это позволит расширить географию перевозок маршрутами из Нижегородской в Ярославскую область и перевезти порядка 52 тыс. пассажиров.
Проводится работа по ликвидации лимитирующих участков и обеспечению гарантированных глубин судовых ходов. Ведется строительство Багаевского гидроузла на Дону и реконструкция Городецкого гидроузла на Волге. Это позволит обеспечить проход судов с осадкой 3,6 м на всем протяжении Единой глубоководной системы и увеличить пропускную способность внутренних водных путей.
Система внутренних водных путей Российской Федерации протяженностью почти 102 тыс. километров объединяет между собой 60 регионов, это второе место в мире. Почти 49 тыс. километров имеют гарантированные габариты судовых ходов, в целях поддержания которых эксплуатируется 741 судоходное гидротехническое сооружение.