Перспективы развития грузовых перевозок в бассейнах северных рек, а также модернизацию портовой инфраструктуры обсудили на совещании в ходе рабочей поездки помощника президента России, председателя Морской коллегии РФ Николая Патрушева в морские порты Диксон и Дудинка.
Основная функция этих портов – обеспечение северного завоза и вывоз минерально-сырьевых ресурсов из труднодоступных регионов. Сегодня в российской Арктике активно осваиваются месторождения нефти и газа, металлов, других полезных ископаемых, что способствует реализации инвестиционных проектов.
«Успешное осуществление модернизации инфраструктуры портов Диксон и Дудинка, создание на их базе мультимодальных хабов будет способствовать повышению безопасности мореплавания и наращиванию транзита грузов в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также решению социально-экономических задач, прежде всего, созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры региона, повышению уровня жизни населения», – подчеркнул помощник главы государства.
Участники совещания отметили важное стратегическое значение речных водных путей, выходящих на Северный морской путь, в развитии транзитного транспортного коридора. Большая роль в этом отводится Енисейскому речному бассейну.
Базовыми грузообразующими портами бассейна являются Красноярский и Лесосибирский порты, расположенные на пересечении с Транссибирской железнодорожной магистралью и основными автомобильными трассами, а также порт Дудинка. Основная номенклатура грузов – генеральные грузы, строительные материалы, нефтепродукты, уголь.
На совещании обозначили перспективы развития грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, а также портовой и транспортно-логистической инфраструктуры в Енисейском бассейне, предусмотрев их сопряжение с Трансарктическим транспортным коридором.
В ходе рабочей поездки Николай Патрушев посетил Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Диксон, который является ключевым звеном в системе обеспечения безопасности мореплавания в арктическом регионе России. Центр координирует поисково-спасательные операции в сложных арктических условиях, обеспечивает связь с судами и авиацией, предоставляет метеорологическую информацию и навигационные предупреждения.
Капитаны-координаторы МСКЦ рассказали об алгоритме действий при аварийных ситуациях в море, познакомили с программно-вычислительным комплексом «Поиск-Море», продемонстрировали работу систем связи с судами, в том числе с использованием Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ).
На Росморречфлот возложены функции по обеспечению транспортной безопасности, а также безопасности судоходства в акваториях арктических морских портов и на подходах к ним. Подведомственное учреждение Росморречфлота – ФГБУ «Морспасслужба» – наращивает аварийно-спасательный флот на трассах Северного морского пути.
Так, в 2025 году вступили в строй четыре новых арктических аварийно-спасательных буксира NE025, построенные в рамках федерального проекта «Большой Северный морской путь» нацпроекта «Эффективная транспортная система».
В поездке помощника Президента РФ сопровождал полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев и губернатор Красноярского края Михаил Котюков. Росморречфлот представлял директор ФКУ «Речводпуть» Михаил Дробин.