Новый нормативный акт направлен на регулирование ключевых аспектов функционирования речных портов, включая создание новых портов, определение их границ, открытие и закрытие портов для предоставления услуг.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 2 и 3 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ принят Государственной Думой 22 июля 2025 года и одобрен Советом Федерации 25 июля 2025 года.
Согласно поправкам, принятие решений о создании речного порта и установление либо изменение его границ осуществляются Правительством Российской Федерации на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного) и автомобильных дорог федерального значения, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также с учётом международных договоров Российской Федерации.
Для учета речных портов вводится реестр речных портов Российской Федерации, куда будут вноситься соответствующие сведения. Обновленный кодекс вводит новые термины: «порт общего пользования», «причал общего пользования», «рейд» и «рейд порта».
Устанавливается, что сборы с судов, следующих по судовому ходу, проходящему по акватории речного порта, без захода в этот речной порт в целях оказания услуг в речном порту, не взимаются.
Кроме того, Федеральным законом регулируются отношения, касающиеся строительства, реконструкции судоходных гидротехнических сооружений и автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также временной эксплуатации соответствующих объектов.
Уточняется, что к объектам инфраструктуры, создаваемым в рамках реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, могут относиться судоходные гидротехнические сооружения, а также здания, сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Устанавливаются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение таких объектов инфраструктуры, а также возможность их временной эксплуатации на срок до трёх лет при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований.