«Пермская судоверфь» при поддержке ФРП локализовала строительство инновационных причальных комплексов

«Пермская судоверфь» при поддержке ФРП локализовала строительство инновационных причальных комплексов
Дата публикации
21 августа 2025
Источник
Портньюс

«Пермская судоверфь» (входит в группу «Эмпериум», АФК «Система») завершила модернизацию и локализовала на своей производственной площадке строительство не имеющих аналогов в мире инновационных остановочных комплексов Ecostation. Данные плавпричалы являются частью зарядной инфраструктуры речного электротранспорта Москвы.

Инвестиции в модернизацию производства составили 294 млн рублей. Из них 124 млн рублей в виде льготного займа по флагманской программе «Проекты развития» предоставил федеральный Фонд развития промышленности (ФРП).

В рамках модернизации верфи были приобретены и установлены 40 единиц современного высокотехнологичного оборудования, в том числе три мостовых крана и автоматические сварочные комплексы. Кроме того, был утеплен фасад, установлена новая газовая котельная на 6 мегаватт, были организованы новые покрасочные участки и обновлены главные ворота эллинга. Ранее часть металлообрабатывающих операций компания заказывала у предприятий-подрядчиков. Первый этап модернизации верфи завершат в октябре–ноябре текущего года.

В июле «Пермская судоверфь» обработала 170 тонн металла. «Пока у нас оборудование работает в одну смену, если взять полноценную загрузку в две смены, то мы, наверное, сможем в месяц обрабатывать до 400 тонн металла», — уточнил в беседе с журналистами генеральный директор ООО «Пермская судоверфь» Николай Малухин.

По его словам, на верфи планируется капитальный ремонт слипа, что станет вторым этапом программы модернизации завода. «Слип сейчас находится в стадии дефектации, затем будут разработаны проектные решения, и тогда будут точно известны сроки и стоимость ремонта данного слипа», — сказал гендиректор Пермской судоверфи.

Сообщается, что «Пермская судоверфь» готовится в сентябре 2025 года спустить на воду и отправить в Москву серию из 5 остановочных комплексов — 4 комплекса Ecostation D10 (42 посадочных места) и один комплекс Ecostation D16 (82 посадочных места). Ранее предприятие уже изготовило и сдало в эксплуатацию 19 комплексов обоих видов, они интегрированы в маршрутную транспортную сеть Москвы.

После выхода на полную мощность «Пермская судоверфь» планирует выпускать ежегодно до 13 остановочных комплексов. Среди заказчиков — правительства Москвы и Пермского края, а также других регионов, развивающих водную транспортную и туристическую инфраструктуру.

«Новое высокопроизводительное оборудование позволило автоматизировать ряд операций, значительно повысить точность и скорость производства. Это важный шаг в развитии судоверфи, который укрепил конкурентоспособность предприятия, расширил наши возможности в выполнении сложных заказов, в том числе таких как строительство плавучих остановочных комплексов Ecostation или электросудна «Байкал», и создал основу для дальнейшего роста предприятия», — прокомментировал итоги модернизации Николай Малухин.

Отличительная особенность плавучего остановочного комплекса пермского производства — разработанная конструкторами группы «Эмпериум» механическая сцепка, которая выполняет как функции сцепки судна и причала на время высадки и посадки пассажиров, так и подзаряжает пришвартованные электрические речные трамваи. На предприятии уточнили, что аналогов такого технического решения в мире в настоящий момент нет.

Комплекс спроектирован с таким расчетом, что может выдерживать снеговую нагрузку в любом регионе России.

Работа судоверфи была возобновлена по инициативе главы Прикамья Дмитрия Махонина в 2021 году: имущественный комплекс судозавода приобрел «Фонд развития Пермского края» (ФРПК), который привлек стратегического инвестора к развитию предприятия. В 2023 году 25% акций «Пермской судоверфи» приобрела группа «Эмпериум» (АФК «Система»), 75% оставались у ФРПК. В 2025 году доля «Эмпериум» увеличена до 75%.

Справочно
ООО «Пермская судоверфь» (группа «Эмпериум», АФК «Система») — единственное судостроительное предприятие на Урале. Завод был основан в 1931 году. На протяжении долгих десятилетий здесь строились гражданские суда – пассажирские и грузовые, в годы войны — специальные, для нужд фронта. Всего построено более 1000 судов. С 2022 года предприятие строит инновационные остановочные комплексы для речного электротранспорта Москвы, модульные причальные комплексы для Пермского края, электросуда, суда технического и торгового флота.

Фонд развития промышленности (ФРП) создан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Программы ФРП позволяют российским предприятиям получить доступ к льготному заемному финансированию, необходимому для запуска производств уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок. ФРП предоставляет займы под 3% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 2 млрд рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Возврат к списку