Транспортное обеспечение стратегических приоритетов России в Арктике обсудили на пленарной сессии 17-й Международной выставки-форума по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ «RAO/CIS Offshore 2025».
Развитие Большого Северного морского пути входит в нацпроект «Эффективная транспортная система». Президент России поставил задачу трансформировать Северный морской путь в глобальный Трансарктический транспортный коридор – комплексную систему морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов, соединяющих Европу и Дальний Восток.
«Минтранс сосредоточен на реализации поручения Президента Российской Федерации, который поставил перед транспортным комплексом страны новую задачу – развитие Трансарктического транспортного коридора», – подчеркнул замминистра транспорта Константин Пашков.
Сегодня в распоряжении России 43 ледокола, включая 8 атомоходов, 12 аварийно-спасательных судов. К 2030 году будет построено еще 14. Строятся 9 танкеров ледового класса, развивается космический комплекс системы обеспечения связи и дистанционного зондирования ледовой обстановки. Параллельно модернизируется портовая инфраструктура.
Отдельное внимание уделяется подготовке кадров для Арктики. Ведущие транспортные вузы страны, среди которых подведомственные Росморречфлоту ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, реализуют необходимые образовательные программы.
В 2025 году в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова открыт тренажер навигационного мостика, введена в эксплуатацию новейшая имитационная модель взаимодействия корпуса судна и льдов различного типа с эффектами торошения, дрейфа ледовых полей и ледового канала, не имеющая аналогов в мире.
В планах — открытие на базе отраслевого вуза Росморречфлота в Санкт-Петербурге инженерной школы «Академия «Арктика», а также создание научно-экспертного центра по арктическим технологиям.
В своем выступлении Константин Пашков также обозначил важнейшие направления дальнейшего развития транспортных систем в Арктике. «Это большое поле для нашей совместной работы. Это гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение безопасного судоходства, моделирование и оптимизация маршрутов Севморпути, а также повышение эффективности организации транспортных потоков и интеграция железных дорог в инфраструктуру портовой системы СМП. Мы традиционно активно работаем с Российской академией наук по этим вопросам. И сейчас у нас выходит Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса России, где все эти вопросы учтены», – сообщил он.