Расширение номенклатуры грузов в речном порту Хабаровск и увеличение грузопотока за счет перевозки СУГ, СПГ и нефтехимической продукции станет основным этапом реализации проекта перегрузочного комплекса на реке Амур. Проект «дорожной карты» развития мультимодального логистического центра рассмотрели в Росморречфлоте.
По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, текущие мощности железнодорожной инфраструктуры региона не справляются с полным вывозом уже формирующихся объёмов грузов. В этих условиях развитие перегрузочного комплекса на базе порта позволит более эффективно задействовать транзитный потенциал реки Амур и существенно нарастить экспортно-импортные перевозки между приграничными районами России и Китая.
Перевалка грузов в речном порту Хабаровск за январь-октябрь 2025 года составила 3,2 млн тонн, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основная номенклатура груза в 2025 году – сухогрузы, из них 2,9 млн тонн приходится на строительные грузы. Также осуществляется перевалка угля, кокса и прочих грузов. При этом порт обладает необходимыми мощностями для наращивания погрузо-разгрузочной деятельности.
Помимо перегрузочного комплекса в Хабаровском крае перспективными проектами в Амурском бассейне являются проект в Джалинде (Амурская область) и портовой кластер Нижнеленинское (Еврейская автономная область).
Для обеспечения согласованной реализации этих инициатив созданы межведомственные рабочие группы с участием представителей Росморречфлота, региональных властей, судоходных и промышленных компаний. Их задачи — координация проектов, анализ грузовых потоков и номенклатуры, оценка состояния портовой инфраструктуры, пропускной способности и эффективности транспортных схем.
Напомним, соглашение о сотрудничестве по вопросу развития перегрузочных комплексов (мультимодальных логистических центров) в речных портах региона Росморречфлот и Правительство Хабаровского края подписали в рамках ХVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» в 2024 году.