ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ТРЕБУЕТ ОБЪЕДИНЕННЫХ УСИЛИЙ

ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ТРЕБУЕТ ОБЪЕДИНЕННЫХ УСИЛИЙ
Дата публикации
24.12.2021

Виктор Викторович ЛЕЩЕНКО, генеральный директор ООО «Научно-технический центр «Нефтегаздиагностика», председатель Правления Научно-промышленного союза «РИСКОМ»

Освоение Арктического региона и добыча там полезных ископаемых- беспрецедентная по сложности и требуемым ресурсам задача. Однако, не смотря на успехи «сланцевых технологий», не смотря на обоснованные протесты «зеленых», или кого бы то ни было, но рано или поздно крупномасштабная добыча полезных ископаемых на Арктическом шельфе неизбежна. И либо Россия будет это делать сама- осознанно и планомерно, с приоритетом на интересы государства, либо это сделают за нас и без нас другие.

Надо сказать, что условия Российской Арктики уникальны, нигде больше на планете нет таких экстремальных условий. Беспрецедентная протяжённость береговой линии и площадь арктических территорий, экстремальные природно-климатические условия, критические температуры до -60С, сложнейшая ледовая обстановка- ледовые поля  до 1,5-2м, солёные туманы, большие глубины, сейсмическая активность. Крайне ранимая природа, где авария, даже несоизмеримо менее тяжелая, чем в Мексиканском заливе, может привести к катастрофе планетарного масштаба. Ведь Арктика –это «фабрика климата». Тайфуны рождаются на полюсах. И при этом, доказанное наличие крупнейших месторождений углеводородов.

Сейчас ситуация с освоением арктического региона России напоминает «точечную застройку» в мегаполисе, множество разрозненных проектов слабо согласующихся между собой. «Газпром» строит свои объекты, «Лукойл», «Роснефть», «Сахалинская энергия» – свои… И несмотря на то, что доли каждой из компаний принадлежат Российскому Федерации, каждая из них преследует, прежде всего, собственные корпоративные интересы.

Безусловно, основная цель компаний - повышение капитализации и извлечение прибыли, с которой уплачиваются налоги. По сути платить налоги- это есть их патриотическая функция. Для этого нефтяная компания должна повышать свою экономическую эффективность, снижать затраты и, следовательно, покупать технологии и технику там, где дешевле, а в сегодняшней ситуации это значит покупать за рубежом, где длинные деньги, наработанные технологии и многое другое. В результате мы покупаем за валюту технологии, добываем   нефть и газ, потом эту валюту снова обмениваем на технологию для добычи этой самой нефти.

Замкнутый круг! Очевидно противоречие между желанием каждой конкретной добывающей кампании закупать более дешевое оборудование на западе и потребностью государства развивать собственные технологии и производство.

В этой связи можно только сказать спасибо так называемым «западным партнерам», которые своими санкциями весьма доходчиво объяснили нам, что развитие собственных технологий и производств вопрос это стратегической безопасности государства.

Полномасштабное освоение Арктики, освоение глубоководных пространств Мирового океана задача сравнимая и даже превосходящая по сложности освоение космоса или обуздание термоядерного синтеза. Как и в случае с освоением космоса необходимо создание целой отрасли. Освоить арктический Север исключительно вахтовым методом не получится. Нужна сеть современных городов, которые станут кадровыми, технологическими и сервисными центрами освоения арктических территорий. Необходимы буровые суда и ледостойкие платформы, газотурбинные установки большой мощности, способные работать в условиях соленых туманов, подводно-добычные комплексы (ПДК) и подводная инфраструктура, манифольды, трубопроводы, шлангокабели, подводный КИП и блоки управления, ROV - телеуправляемые аппараты рабочего класса, без которых невозможно создание серьезных подводных объектов и конструкций. Нужна инфраструктура транспорта нефти и газа. При всем этом требования к морскому арктическому оборудованию на порядок жестче чем к наземному: сверхнадежное, способное работать в сложной ледовой обстановке, необслуживаемое или только с дистанционным обслуживанием, с длительными сроками автономной эксплуатации. Необходима полноценная ледокольная группировка, полномасштабное восстановление редкоземельной промышленности - требуются новые сплавы – холодостойкие, трещиностойкие, жаропрочные. Многие технологии еще только предстоит наработать, например, пока не понятно, как гарантированно противостоять айсбергам и ледовым стамухам, которые при движении пропарывают морское дно на многие метры, как упрятать трубопроводы, как их ремонтировать, ликвидировать аварийные розливы нефти и утилизировать нефтешлам подо льдом? А еще нужно обучить и воспитать специалистов которые с этими технологиями будут работать!!!

Тем не менее- за освоение арктического шельфа стоило взяться только ради того, чтобы стимулировать развитие высокотехнологичного машиностроения. Ведь Арктика помимо огромной ресурсной базы, это одновременно и зона рождения «Технологий будущего» и бездонный рынок спроса и потребления высоких технологий на 50-100 лет минимум.

Человечество осознанно вкладывает колоссальные средства в такие сверхзатратные проекты как «космос», «термояд» или коллайдеры – потому что они формируют будущее. Освоение Арктики – точно такой же проект для будущих поколений, только помимо новых технологий, Арктика уже сейчас дает коммерческую отдачу непосредственно через добываемую нефть и газ. Работы на шельфе Арктики должны стать настоящим локомотивом для всех отраслей экономики, подобно космическим достижениям. Именно поэтому все развитые страны так активно и настойчиво интересуются проектами в Арктике. Кстати, иностранцы прекрасно понимают роль Арктики, прежде всего, как драйвера развития технологий. Возможность заработать — отнюдь не главный стимул для них. Самый серьезный мотив - на выходе обязательно возникнут уникальные технологии и принципиально новые продукты, которые будут востребованы во всех отраслях. Именно за этими сложными задачами, которых нет больше ни у кого, стремятся на наш рынок мировые лидеры, они рассчитывают взять в своих областях новые технологические вершины, кардинально усовершенствовать свои продукты и упрочить позиции в глобальной конкуренции…

Сейчас полномасштабная война за рынок «арктической» морской техники уже идет. Ведущие зарубежные машиностроители всеми правдами и неправдами, в обход своих же санкций, стараются оттеснить национальных игроков и структурировать потенциальный спрос под себя. Очевидно, что ориентация только на иностранные технологии, даже если они сейчас более развиты и более дешевые крайне опасный путь. Это не только утрата шансов на освоение новых технологий, но привязка к импортным комплектующим  и навязывание иностранных стандартам. Более того, никто не продаст прорывной продукт, мы получим вчерашний, а то и позавчерашний день - то, что создано10/15/20 лет назад обрекая себя на гарантированное отставание.

По многим технологиям решений пока нет ни у одной страны, ведь промышленная добыча каких бы то ни было ресурсов в столь сложных условиях не ведется нигде в мире. Соответствующего опыта и отработанных технологий пока ни у кого нет, так как         нигде больше нет таких экстремальных требований. Следовательно - разумно создать условия, чтобы эти технологии создавались и оставались у нас. Тем более, что зачастую никаких особых, нерешаемых технологических преимуществ в технике арктического класса у иностранцев перед нашими машиностроителями нет.

Конечно, ни в коем не стоит отказываться от имеющихся за рубежом наработок и апробированных решений, пытаясь «изобретать велосипед». Представляется абсолютно разумным и логичным объединить интересы каждой из заинтересованных сторон, имеющиеся технологические наработки, ресурсы и потенциал.

Россия может сформулировать и предложить совместный международный Мегапроект, в котором места хватит всем!

И опыт успешного международного технологического сотрудничества есть, примеров достаточно:  сотрудничество в обуздании управляемой термоядерной энергии- международные экспериментальные термоядерные реакторы ИТЭР, TFTR. Международная космическая станция МКС. Ярчайший пример- крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, Европейский Организация ядерных исследований CERN и его Большой Адронный  Коллайдер.

Потенциал в советские годы был создан настолько значительный, что он до сих пор позволяет нам быть одними из лидеров в целом ряде глобальных научно-технологических проектов. Наша страна играет ключевую роль на МКС. Или обуздание термоядерного синтеза: именно Советский Союз в 60-е годы предложил рассекретить термоядерные исследования и создать международный термоядерный проект и мы одни из ведущих участников в этом проекта.

Та же самая ситуация – в CERN, где Россию официально представляют без малого 900 ученых, без нас этого проекта не было бы. Вся криогеника там наша, сверхпроводники, фундаментальные научные подходы – тоже во многом российские. Мы по сей день мировые лидеры в подводном судостроении. У России огромный потенциал в области авиадвигателей, самого сложного технического изделия, которое придумало человечество, ведь мы одна из четырех стран овладевших полным циклом-от разработки и проектирования до производства. Россия - лидер по хладостойким материалам…

Но и отказываться от международных наработок неразумно, путь самоизоляции бесперспективен. И именно Россия может выступить инициатором и естественной «Базой» международного Арктического Кластера - совместного технологического и промышленного центра по развитию Арктических и глубоководных технологий которые станут ключом для освоения всего Мирового Океана. Ведь именно у нас, с одной стороны, самые сложные и суровые Арктические условия - ни где на планете больше такого нет, но при этом именно у нас на Севере России уже создана удобная транспортная система, самые удобные логистические возможности для доставки крупнотоннажных металлоконструкций в Арктику по крупнейшим рекам. У нас есть ледоколы и мы способны поставлять оборудование морем, например, через Северный морской путь, а ведь логистика транспорта один из ключевых моментов для реализации любого проекта. У нас имеются высокотехнологичные производства практически в Арктическом регионе - те же «Севмаш» или «Звездочка». Есть достаточно крупные порты, вдоволь научно-технических и инженерных кадров.

Мы как никто на этой планете умеем создавать города и масштабные производства на Крайнем Севере. То есть по совокупности параметров Россия- самый привлекательный «кандидат».

Концепция «Яйцо Кащея Бессмертного» - (с успехом применяется китайцами)

Для иностранных компаний Россия может предоставить уникальный по объему рынок, но на наших условиях – хочешь зарабатывать – пожалуйста, но локализуй полномасштабное производство, размещай проектные и исследовательские центры, готовь специалистов, создавай и передавай технологии, интегрируйся! По сути преференции и стабильность в обмен на технологии. Разместив ключевые технологические базы ведущих мировых компаний на своей территории обеспечим и контроль, и лояльность и собственную технологическую независимость!

Очевидно, что создание Международного Арктического Кластера, особенно в условиях санкций задача крайне нетривиальная. И не стоит надеяться, что быстрая. Потребуется вдумчивая, последовательная работа, по убеждению международного сообщества.  С чего стоит начать?

Думается, что первым шагом должно стать создание национального регулятора Арктического Кластера - компактного государственного органа с широчайшими полномочиями и при этом без возможности лоббирования интересов отдельных компаний. Органа, главной задачей которого должна стать разработка единых долговременных правил игры, чтобы создать в итоге самоподдерживающуюся систему. Также напрашивается восстановление государственного комитета по науке и технике - ГКНТ. Логичным видится создание рабочей группы по «Морским нефтегазовым объектам», например при МинПромТорге, куда пригласить ключевых специалистов из отраслей, имеющих отношение к данной теме. Это может стать площадкой для определения наиболее актуальных направлений работы, обсуждения и разработки различных концепций и технических решений,  их   стандартизации и многое другое.

На мой взгляд, требуется внести две новеллы в 44-й и 233-й федеральные законы.

Первая - при проведении конкурсов на закупку оборудования и технологий для Арктического проекта установить абсолютный приоритет технического совершенства над ценовыми параметрами.

Вторая - для компаний с глубокой российской локализацией установить коэффициент преимущества по цене не менее чем два к одному. Пусть даже это будут более дорогие решения: но при этом деньги останутся в России и уйдут не на банковские депозиты, а будут «работать» в производственной сфере.

Одного этого условия будет во многом достаточно для того, чтобы запустить процесс локализации и сделать участие в Российском Арктическом проекте инвестиционно привлекательным для российских компаний.

И как знать, очень возможно, что экономическая привлекательность такого Мегапроекта для стран его участников послужит основой новых надежных отношений, перевесив сомнительную прибыль от санкционного шантажа и конфронтации.

Ведь лучшая политика, это экономика!


 

Возврат к списку