КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Дата публикации
09.02.2021

Одобрена Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации

28 апреля 2018 года (протокол №1(29)

 

Основные термины и определения

 

— береговая инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур и объектов морской деятельности, обеспечивающих их эффективное функционирование, включая порт (военный порт) со всеми береговыми службами, в том числе органы управления морским здравоохранением, медицинские организации и подразделения для обеспечения плавсостава и береговых контингентов;

— водолазная медицина — отрасль морской медицины, предназначенная для сохранения и укрепления здоровья, продления профессиональной трудоспособности, профилактики и лечения специфических профессиональных заболеваний водолазов, включая медицинское обеспечение водолазных работ;

— военно-морская медицина — имеет два значения: 1) раздел военной медицины, имеющий целью медицинское обеспечение Военно-Морского Флота в мирное и военное время; 2) отрасль морской медицины, предназначенная для сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Военно-Морского Флота;

— Военно-Морской Флот — вид Вооруженных Сил Российской Федерации, главная составляющая и основа морского потенциала Российской Федерации, предназначенная для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии с морских и океанских направлений;

— медицинское обеспечение — комплекс мероприятий по охране здоровья, поддержанию санитарно-эпидемического благополучия, по своевременному оказанию медико-санитарной помощи больным, их эвакуации и лечению в целях быстрейшего восстановления работоспособности и продления профессионального долголетия;

— медицинское обслуживание водолазов — комплекс медицинских мероприятий, выполняемых в период между водолазными спусками и направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья водолазов, включая лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия;

— медицинское сопровождение водолазных работ — мероприятия, выполняемые в период водолазного спуска медицинскими работниками у места водолазных спусков в целях профилактики профессиональных и других заболеваний и травм, обеспечения требований гигиены труда, включая действия по оказанию первичной медико-санитарной помощи водолазам и другим лицам, непосредственно участвующим в водолазных работах;

— мониторинг социально-гигиенический — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания;

— морская медицина — специальная отрасль медицины, предназначенная для сохранения и укрепления здоровья физических лиц, выполняющих профессиональные задачи на объектах морской деятельности, а также населения, проживающего на приморских территориях;

— морской медицинский потенциал — составная часть морского потенциала страны, которая включает в себя органы управления здравоохранением, медицинские, профильные образовательные и научно-исследовательские организации медико-биологического профиля, медицинские подразделения объектов морской деятельности;

— морской потенциал — совокупность ресурсов государства и общества, обеспечивающая реализацию национальной морской политики;

— национальная морская политика — это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации;

— плавсостав — работники (в том числе военнослужащие) российского флота, принимающие непосредственное участие в выполнении задач на кораблях и судах в плавании, в том числе в период стоянки в пунктах базирования, а также строительства и ремонта кораблей и судов;

— профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях;

— региональные направления национальной морской политики — области морской деятельности, связанные с особенностями отдельных регионов Российской Федерации и мира, объединенные общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими или военно-географическими характеристиками наиболее значимых для Российской Федерации территорий и акваторий;

— риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

— риск для здоровья — вероятность развития неблагоприятного эффекта у индивидуума или группы людей при воздействии определенной дозы или концентрации опасного агента в конкретных обстоятельствах;

— российский флот — составная часть морского потенциала, включающая морской транспорт, Военно-Морской Флот, рыбопромысловый, научно-исследовательский и специализированные флоты, а также глубоководные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, силы и средства органов федеральной службы безопасности;

— субъекты морской деятельности — юридические и физические лица, непосредственно участвующие в изучении, освоении и использовании пространств и ресурсов Мирового океана;

— судовая медицина — отрасль морской медицины, направленная на сохранение здоровья, продление профессиональной трудоспособности плавсостава;

— управление риском — принятие решений и действия, направленные на обеспечение безопасности и здоровья работников;

— человеческий фактор — комплексное понятие, выражающее возможность выполнения человеком действий по предназначению в какой-либо профессиональной сфере в зависимости от его психофизиологического состояния, здоровья, профессионализма и готовности к экстренному реагированию в конкретных, в том числе стрессовых (экстремальных) ситуациях.

I. Общие положения

 

1. Концепция развития морской медицины в Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Концепция) определяет цели, задачи, основные направления, комплексы мероприятий и этапы развития медицинского обеспечения морской деятельности Российской Федерации на период до 2030 года.

2. XXI век — начало глобального освоения Мирового океана на основе новейших научно- технических достижений.

3. Непременным условием обеспечения эффективности национальной морской политики Российской Федерации является сохранение здоровья и оптимальных психофизиологических возможностей человека, деятельность которого связана с освоением Мирового океана.

4. Расширение спектра и масштабов морской деятельности Российской Федерации в Мировом океане предполагает значительное повышение роли человеческого фактора как основы морского потенциала, ответственности органов государственной власти при принятии решений в сфере охраны жизни и здоровья морских специалистов.

5. В сохранении здоровья моряков определяющая роль принадлежит морской медицине, как специальной отрасли медицины, предназначенной для сохранения и укрепления здоровья специалистов, выполняющих профессиональные задачи на объектах морской деятельности, а также населения, проживающего на приморских территориях.

6. Среда обитания на кораблях и судах, других объектах морской (водной) техники существенно отличается от обычных условий жизни на берегу. Специфика работы на них обусловлена необходимостью длительного круглосуточного пребывания на производственных объектах (корабле, судне, морской платформе и др.), непрерывным воздействием на их экипажи комплекса факторов судовой и окружающей природной среды на протяжении боевой службы (дежурства), рейса, вахты, малым замкнутым пространством корабельных (судовых) отсеков (помещений), близостью производственных помещений и мест отдыха, особой формой организации и режима труда и отдыха, ограниченностью социальных контактов, наличием стрессовых состояний и значительного, длительно сохраняющегося нервно-эмоционального напряжения, нераздельным сосуществованием факторов риска здоровью бытового, социально-психологического и производственного характера.

7. Развитие системы охраны здоровья моряков, сохранения и защиты трудовых ресурсов российского флота, отвечающей национальным и международным требованиям в области безопасности мореплавания, необходимо для создания благоприятной организационной и социально-экономической среды, способствующей развитию и поддержанию флота и береговой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации.

8. В настоящей Концепции развитие морской медицины рассматривается как составная часть и важнейшее условие реализации Морской доктрины Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, непременное условие обеспечения высокой эффективности национальной морской политики.

9. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области морской деятельности, а также Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция Международной организации труда (МОТ) 2006 г. «О труде в морском судоходстве», международные договоры Российской Федерации в области морской деятельности, использования пространств и ресурсов Мирового океана.

 

II. Современное состояние и проблемы развития морской медицины

 

10. В организации современного медицинского обеспечения объектов морской деятельности Российской Федерации за последние десятилетия накопился ряд проблем, нерешенность которых оказывает существенное влияние на эффективность морской деятельности в целом.

11. Существовавшая в СССР система медицинской помощи (обслуживания) включала диспансерное наблюдение за лицами с заболеваниями, требующими систематического наблюдения врачей-специалистов; профилактические осмотры моряков перед выходом в рейсы и периодические осмотры; стационарное и санаторно-курортное лечение плавсостава, рациональную профилизацию коечного фонда в больницах, направление в санатории-профилактории и в оздоровительно-профилактические комплексы, диетическое питание и др.

12. В последние десятилетия в Российской Федерации вследствие известных социально-экономических преобразований произошла трансформация инфраструктуры флота и системы охраны здоровья моряков, следствием которой стало значительное снижение эффективности медицинского обеспечения морской деятельности.

13. Отсутствуют единые подходы к организации и практическому решению всего комплекса вопросов медицинского обслуживания моряков, как военных, так и гражданских, рыбаков и речников в рейсах и на берегу, включая периодические медицинские осмотры (освидетельствования). При этом существующая организация медицинского обеспечения морской деятельности регламентируется в основном нормативными правовыми и методическими документами 20–30- летней давности.

14. В Минздраве России и Роспотребнадзоре отсутствуют органы управления, отвечающие за руководство и организацию медицинского обслуживания плавсостава морского, рыбопромыслового и речного флотов, а также санитарно-эпидемиологическое состояние судов. При этом на большинстве судов российского флота отсутствуют медицинские работники. Практически отсутствует единая система общей и медицинской реабилитации моряков, основы которой были разработаны в стране еще в 1985–1990 гг., однако в последующие периоды реализованы не были.

15. В морской медицине парадигму предельно допустимых концентраций и уровней заменила парадигма оценки профессионального риска. Такое изменение вызвано невозможностью зачастую сформировать условия морского труда с регламентированными значениями факторов обитаемости, необходимостью оценки последствий влияния на здоровье неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и среды обитания, обоснованию выбора направления профилактики. Существующая федеральная нормативная правовая база отражает общие подходы для выполнения оценки труда, на основании которой производится оценка профессионального риска для здоровья работников и экономическая оценка и обоснование мероприятий в области управления риском для здоровья человека. Специфические условия морского труда требуют разработки нормативной и методической базы, отражающей особенности профессиональной деятельности трудящихся на объектах морской деятельности, идеологически связанной с федеральными документами анализа риска для здоровья человека.

16. Современное состояние национальной системы медицинского обеспечения моряков также оценивается как не соответствующее существующим международным требованиям по качеству, составу средств, методов и организации, а также обязательствам Российской Федерации по уже ратифицированным международным правовым актам.

17. В результате ратификации 5 июня 2012 г. Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда (МОТ) 2006 г. № 186 «О труде в морском судоходстве» (далее — Конвенция) возникла необходимость приведения основных положений национальной системы медицинского обеспечения моряков в соответствие с международными требованиями.

18. Особую остроту приобрела реализация в Российской Федерации следующих положений Конвенции:

— создание морских медицинских консультативных центров (ММКЦ);

— порядок медицинского освидетельствования и требования к медицинскому свидетельству о состоянии здоровья моряков;

— организация медицинских консультаций на море и др.

До настоящего времени указанные требования в основном не реализованы.

19. Особенно значимой проблемой в реализации медицинского обеспечения морской деятельности является отсутствие необходимой централизации в его организации, нацеленной на системное решение всей проблематики медицинского обеспечения морской деятельности, сохранения длительной активной работоспособности работников российского флота и выступающей в качестве единой руководящей административной и учебно-научно-практической базы морской медицины страны. Отсутствует единый национальный центр морской медицины (далее — Центр), который должен объединять и обеспечивать решение проблемных вопросов медицинского обеспечения работников российского флота и других составных частей морского потенциала страны. В большинстве приморских субъектов Российской Федерации в процессе социально-экономических преобразований в период 1991–2000 гг. ликвидированы бассейновые больницы, осуществлявшие медицинское обслуживание плавсостава и членов их семей. Медицинское обеспечение моряков осуществляется по территориальному принципу на общих основаниях медицинскими организациями, не знающими специфики морского труда и не имеющими существенного опыта в профилактике и лечении заболеваний у специалистов морских отраслей.

20. Также имеет место ряд проблем по отдельным направлениям морской медицины и ее обеспечения. В частности:

21. В настоящее время управление гражданским морским и речным флотом возложено на Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) Министерства транспорта Российской Федерации. При этом медицинское обеспечение морских специалистов (плавсостава) осуществляется определенной частью организаций, подведомственных окружным центрам федерального медико-биологического агентства. Однако ни одного нормативно-правового акта о наделении окружных медицинских центров полномочиями по медицинскому обеспечению плавсостава на сегодня не существует. Практическое здравоохранение по медицинскому освидетельствованию и обеспечению плавсостава работает либо вне правового поля, либо по устаревшим документам, не соответствующим современным требованиям.

22. Не решен до настоящего времени вопрос об определении работодателя для судового медицинского персонала как в период плавания, так и при его нахождении на берегу. При этом также отсутствует возможность периодического повышения квалификации судовых медицинских работников в условиях стационара. В частности, не определена организация создания и функционирования территориальных и региональных центров морской медицины (далее — ТЦММ и РЦММ соответственно) в приморских субъектах Российской Федерации, предназначенных для обслуживания моряков и выступающих в качестве работодателей для медицинских работников.

23. Вопреки требованиям Конвенции до настоящего времени также не установлено, на каких судах должны быть медицинские работники (с учетом продолжительности, характера, условий рейса и численности экипажа), и не определены требования к наличию и обустройству на судах медицинских пунктов и лазаретов.

24. Недостаточен уровень развития и внедрения информационных технологий, в том числе унифицированных программных средств ведения баз данных и анализа показателей социально-гигиенического мониторинга, в практику выполнения задач медицинского обеспечения морской деятельности. При этом имеет место децентрализация при проектировании и разработке информационных систем, опыт создания и внедрения федеральной системы социально-гигиенического мониторинга не учитывается. В условиях отсутствия единой методологии и базисных требований это не позволяет рассматривать, анализировать и планировать развитие морской медицины как одной из составляющих национальной системы здравоохранения в целом.

25. Практически отсутствует порядок обращения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в условиях морского (речного) плавания, важнейшей составляющей эффективности медицинского обеспечения плавсостава.

26. Имеет место ряд проблемных вопросов в части медицинского обеспечения водолазных и подводно-технических работ, недостаточен уровень медицинского обеспечения профессиональной деятельности водолазов.

27. Отсутствует единая национальная система оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи водолазам и подводникам, пострадавшим от повышенного давления, включающая спасательные суда с декомпрессионными барокомплексами, транспортировочные барокамеры, береговые декомпрессионные барокомплексы и обеспечивающий их медицинский и технический персонал.

28. Недостаточно внимания уделяется развитию перспективных методов лечения водолазов, в частности метода гипербарической оксигенации (далее — ГБО) (насыщения организма кислородом под повышенным давлением с профилактической или лечебной целью), который по сложившейся практике проводится в основном лишь в одноместных барокамерах при отсутствии метода ГБО в стандартах системы обязательного медицинского страхования, высокой стоимости импортных многоместных барокамер и отсутствии отечественных многоместных медицинских барокамер. Кроме того, многие отделения ГБО медицинских организаций в силу различных экономических трудностей продолжают закрываться.

29. С появлением специальности «Водолазная медицина» возникли определенные проблемы с полноценным внедрением специалистов в практику медицинского обеспечения водолазов: малое количество должностей по специальности «Водолазный врач», отсутствие штатных водолазных здравпунктов и водолазных отделений в лечебно-профилактических организациях, порядка и стандартов оказания медико-санитарной помощи при профессиональных водолазных заболеваниях, отсутствие многоместных медицинских барокамер и соответствующей нормативной правовой базы по регулированию всего комплекса медицинского обеспечения водолазов.

30. Недостаточен уровень взаимодействия с структурами и специалистами из других стран, где имеется значительный опыт использования многоместных барокамер для лечения водолазов, что тормозит развитие гипербарической науки и практики в России и сужает границы применения методов гипербарической медицины.

31. В стране практически не развита система подготовки моряков по вопросам оказания первой помощи и ухода за больными и пострадавшими на судне в море. В частности, кроме медицинских работников, нет ни одной профессиональной группы, основным предназначением которой было бы оказание помощи больным и пострадавшим. В отечественной системе профессиональной подготовки не предусмотрено никакой другой профессии, предназначенной для осуществления первой помощи больным и пострадавшим, кроме медицинских работников. Однако в соответствии с требованиями правил дипломирования и несения вахты Конвенции (1978 г.) такая помощь должна быть предусмотрена до этапа оказания профессиональной медико-санитарной помощи. В настоящее время отсутствуют федеральные государственные унифицированные стандарты по оказанию помощи больным и пострадавшим на судне во время рейса.

32. Недостаточное внимание уделяется развитию методов экстремальной медицины, возможных к применению в условиях Крайнего Севера и Арктики. Климато-геофизические условия Арктики, по всем критериям относящиеся к экстремальным, приводят к серьезным негативным последствиям функционирования регуляторных систем организма человека на фоне возникающих полярных гипоксических состояний и отклонения психики людей, которые могут приводить к провокации развития различных заболеваний, чаще сердечно-сосудистых, и повлечь за собой риск возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах морской деятельности, вызванных человеческим фактором.

33. Также недостаточен уровень развития медицинского обеспечения лиц, работающих в системе добычи углеводородов и других полезных ископаемых на шельфах морей, в обстановке значительных рисков и опасностей для здоровья и сохранения высокой работоспособности вахтовых работников, длительное время пребывающих в условиях, часто не соответствующих оптимальным гигиеническим требованиям жизнедеятельности.

34. До настоящего времени принципиально не решен вопрос о проведении медицинских консультаций, включая консультации специалистов, судам в море круглосуточно и бесплатно для всех типов судов, независимо от того, под каким флагом они плавают — по радио или по спутниковой связи, из морских спасательно-координационных центров или из медицинских организаций, обслуживающих плавсостав. Отсутствует национальная нормативная регламентация этой деятельности.

35. Имеет место отставание в создании единой информационной системы морской медицины от процессов информатизации национальной системы здравоохранения, включения ее в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения Российской Федерации.

36. В целом имеет место недостаточное взаимодействие и обмен опытом со специалистами в области морской медицины зарубежных стран, что оказывает негативное влияние на развитие аналогичной отрасли медицины в Российской Федерации. В Российской Федерации, в отличие от многих других мировых морских держав, нет врачебных специальностей «Морская медицина» и «Судовая медицина», не определены квалификационные требования к данным специальностям.

37. Таким образом, оценка современного состояния медицинского обеспечения морской деятельности Российской Федерации свидетельствует о наличии значительных противоречий между возрастающими потребностями в ее результатах, связанных с освоением Мирового океана, и достигнутым уровнем обеспечения поддержания человеческого потенциала морской отрасли.

III. Цель, основные задачи и направления развития морской медицины в Российской Федерации

 

38. Эффективное функционирование единой системы медицинского обеспечения субъектов морской деятельности определяется тремя основными системообразующими факторами:

— совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной первичной медико-санитарной помощи всем категориям плавсостава Российской Федерации в рейсах и на берегу (в рамках государственных гарантий);

— развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения морской медицины, включающим финансовое, материально-техническое, кадровое и технологическое оснащение органов управления здравоохранением, медицинских организаций, медицинских пунктов (клиник) на кораблях и судах российского флота, медицинских подразделений на других объектах морской деятельности;

— наличием достаточного количества квалифицированных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед морской медициной.

39. Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, поэтому модернизация единого комплекса медицинского обеспечения моряков требует гармоничного развития каждого из них и всей системы морского здравоохранения в целом.

40. Целью развития морской медицины является создание эффективной системы медицинского обеспечения морской деятельности Российской Федерации, нацеленной на обеспечение реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

41. Достижение указанной цели предусматривает выполнение задач и реализацию комплексов мероприятий по следующим направлениям:

— развитие нормативной правовой базы морской медицины, медицинского обеспечения морской деятельности;

— обеспечение необходимой централизации и эффективного взаимодействия субъектов морской деятельности в области морской медицины;

— внедрение в практику медицинского обеспечения морской деятельности современных технологий;

— развитие системы подготовки медицинских кадров (персонала) для работы в области морской деятельности;

— развитие международного профессионального взаимодействия в области морской медицины.

42. Основными мероприятиями по реализации указанных направлений являются:

а) в части развития нормативной правовой и методической базы морской медицины:

— включение положений, регламентирующих охрану здоровья трудящихся (личного состава Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности) на объектах морской деятельности, а также населения приморских территорий, в нормативные и правовые документы Российской Федерации;

— разработка нормативных и методических документов анализа риска для здоровья моряков;

— разработка нормативных документов по введению в номенклатуру специальностей с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием по специальностям «Морская медицина» и «Судовая медицина»;

— разработка нормативных документов, регламентирующих организацию обеспечения судов различных классов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на основе анализа существующей системы обеспечения морских, речных и озерных судов на этапах их проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта;

— разработка нормативных документов, регламентирующих обеспечение условий труда и отдыха на морских и речных судах;

— разработка системы научно-обоснованных документов по основным направлениям развития методов гипербарической медико-санитарной помощи и путям их внедрения в практику, объединение разрозненных по стране подразделений оказания гипербарической медицинской помощи в единую службу, принятие мер по введению новых стандартов лечения с использованием методов гипербарической оксигенации в системе обязательного медицинского страхования и определение единых подходов к внедрению их в практическую деятельность;

— подготовка комплекса нормативных документов:

• положения об отделе судовой медицины (в составе национального морского медицинского центра, РЦММ и ТЦММ), включающие требования по организационной структуре подразделения, обеспечивающего функции обращения изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов;

• положения о судовом враче;

• положения по порядку процедуры лицензирования, определения потребности и организации внутренней системы контроля за обращением лекарственных препаратов с учетом оборудования мест для хранения, учета, отпуска и оборота лекарственных средств (изделий медицинского назначения);

• норм обеспечения лекарственными средствами судов различного класса, а также перечня лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, предназначенных для включения в судовую аптечку (с учетом проведения обязательной процедуры государственной регистрации предложенной к выпуску судовой аптечки);

• положений, регламентирующих на объектах морской деятельности обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами;

• положения о порядке использования наркотических средств и психотропных веществ на речных и морских судах в условиях плавания;

— подготовка и внесение изменений в ряд нормативных правовых актов в части учета специфики организации обеспечения плавсостава морских и речных судов изделиями медицинского назначения и лекарственными препаратами, таких как:

• Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

• Федеральный закон от 27.07.2010 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;

• приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств»;

б) в части повышения уровня централизации и обеспечения эффективного взаимодействия:

— создание национального центра морской медицины, включающего головной (г. Санкт-Петербург, с функциями координационного центра), региональные (г. Владивосток, на базе Дальневосточного окружного медицинского центра Федерального медико-биологического агентства (далее — ФМБА); г. Новороссийск на базе Новороссийского клинического центра ФМБА; г. Архангельск, на базе Северного медицинского клинического центра им. Н.А. Семашко) и территориальные центры в приморских субъектах федерации, в обязанности которого должно входить административное управление морским здравоохранением, выполнение функций мониторинга, анализа, разработки необходимых рекомендаций, научно-методического руководства по всем аспектам медицинского обеспечения моряков, охране и укреплению здоровья, сохранению длительной активной работоспособности работников (военнослужащих) российского флота;

— организация всестороннего взаимодействия национального центра морской медицины с национальным центром управления обороной Российской Федерации, центром управления Главного командования Военно-Морского Флота, центрами управления федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих морскую деятельность, Всероссийским центром медицины катастроф «Защита», а также региональных и территориальных центров морской медицины приморских субъектов Российской Федерации с региональными и территориальными центрами управления флотов, региональными и территориальными центрами медицины катастроф;

— развитие научно-технического потенциала морской медицины, включая систематическое проведение региональных, межрегиональных и общероссийских конференций, совещаний и др. по проблемам морской медицины;

— формирование постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам международного правового регулирования социальных и трудовых отношений в морском судоходстве, в том числе и вопросов медицинского обеспечения (с представительством заинтересованных ведомств, судовладельцев, профсоюзов моряков, экспертов по важнейшим направлениям деятельности);

в) в части развития и внедрения современных технологий в практику медицинского обеспечения морской деятельности:

— переход от инфраструктурной информатизации морского здравоохранения к широкому применению цифровых (дигитальных) технологий в медицинской практике;

— создание на базе информационных и телекоммуникационных технологий системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья работников морского труда и населения, проживающего на приморских территориях, как составной части общегосударственного социально-гигиенического мониторинга;

— управление рисками здоровью экипажей кораблей морских технических объектов сформировать в виде взаимоувязанных мероприятий, обмен информацией об успешности выполнения которых будет производиться в рамках социально-гигиенического мониторинга в процессе: образования специалистов технического и медико-биологического профилей; разработки нормативно-технической базы проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации морских технических объектов; проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации морских технических объектов; разработки, выполнения и контроля реализации стандартов оказания медико-санитарной помощи морякам; санитарно-эпидемиологического надзора за морскими техническими объектами;

— создание единой когнитивной информационной медицинской системы (КИМС) регулирования деятельности морской медицины, включая центр телемедицинских консультаций (ЦТМК) в целях обеспечения эффективной информационной поддержки процессов управления морской медициной и оказания медико-санитарной помощи морским специалистам;

— включение КИМС морской медицины в Единую государственную информационную систему здравоохранения;

— переход на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований и снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих и скоропортящихся лекарственных средствах;

— использование инновационных подходов к формированию медицинской информационной системы, минимизируя интеллектуальные и финансовые затраты, переход от компьютеризации отдельных информационных процессов к автоматизации различных медицинских подразделений флота в целом, т.е. осуществить переход на качественно новый уровень использования современных облачных и информационно-коммуникационных технологий;

— развитие глобальных информационных систем, направленных на формирование и поддержание единого информационного пространства в области морской деятельности, создание высокопроизводительных центров обработки данных обстановки и оптимальных по пропускной способности каналов связи между центрами и основными потребителями информации, включая телемедицинские каналы для проведения медицинских консультаций судам, находящимся в удаленных районах Мирового океана;

— широкое использование компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере морского здравоохранения, позволяющего повысить эффективность деятельности органов управления морской медициной на всех уровнях, главным образом, за счет получения оперативных и объективных первичных данных, создания системы оперативного контроля, обеспечения мониторинга и планирования деятельности медицинских морских подразделений по оказанию медико-санитарной помощи;

— формирование комплексного подхода к донозологической, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации плавсостава на основе разработки и внедрения комплексных программ восстановления и поддержания здоровья моряков в условиях длительного плавания с использованием оздоровительных факторов окружающей природной среды (морские воздух и вода: морские, солнечные и воздушные ванны, сон на открытом воздухе, судовые сауны и т.д.) и современных технологий медицинской и медико-психологической реабилитации;

— выработка новых стратегических решений в подходах ускоренной адаптации человека к неблагоприятным климатическим условиям и воздействию экстремальных нагрузок в рамках работ, связанных с высокой степенью риска;

— разработка рациональных подходов медико-психологической помощи, доступной в течение боевой службы (боевого дежурства), кораблей и судов ВМФ, Пограничной службы ФСБ, длительных плаваний судов российского флота, вахтового периода на объектах морской газонефтедобычи, позволяющих предотвращать развитие конфликтных ситуаций и предупреждать аварийные и чрезвычайные ситуации, связанные с человеческим фактором;

— создание комплексной системы мероприятий, в которую должны входить организационные и медицинские кластеры, медицинские предварительные, включая психофизиологические методы обследования, и периодические осмотры, направленные на предупреждение и раннее выявление профессиональных заболеваний, программы диспансеризации и профилактики;

— развитие инновационного направления лечения и реабилитации путем использования искусственных дыхательных газовых смесей на основе кислорода, гелия, аргона, ксенона, криптона, азота при нормальном, повышенном и пониженном давлении в целях профилактики и лечения болевого, травматического и ожогового шока, профилактики стрессовых расстройств, повышения работоспособности и реабилитации подводников, водолазов и летного состава морской авиации ВМФ;

— развитие при освоении арктических территорий методов лечения переохлаждений человека путем использования подогретых искусственных газовых (кислородно-гелиевых) дыхательных смесей;

— обеспечение государственной поддержки развития водолазной медицины в России, в том числе путем создания в Вооруженных Силах Российской Федерации центра водолазной медицины, а в военно-морских госпиталях отделения водолазной медицины;

г) в части развития системы подготовки медицинских кадров (персонала) для работы в обеспечение морской деятельности:

— создание кафедр морской медицины в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Минздрава России, дислоцированных на территории приморских субъектов Российской Федерации;

— подготовка требуемого количества медицинских работников по специальностям «Морская медицина», «Судовая медицина», «Парамедик»;

— введение в номенклатуру медицинских работников новой профессии «Парамедик» с определением квалификационных требований для члена судового экипажа, оказывающего помощь пострадавшим и больным на борту судна в рейсе на берегу, организация дополнительного профессионального образования с присвоением специальности «Парамедик» с указанием периодичности повышения их квалификации и усовершенствований;

— создание региональных морских образовательно-научных центров комплексных медицинских исследований на базе профильных вузов и НИИ по подготовке кадров для морского медицинского потенциала и проведению научных исследований с учетом региональных потребностей и особенностей (Арктического, Антарктического, Атлантического, Тихоокеанского, Каспийского, Индоокеанского);

— обеспечение кадровых потребностей морской медицины на основании плановой подготовки (специалитет, ординатура, аспирантура, адъюнктура) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовка) врачебных кадров и среднего медицинского персонала в системе непрерывного медицинского образования;

— поддержание необходимого профессионального уровня медицинских кадров российского флота за счет построения эффективной системы подготовки и переподготовки с применением современных форм и методов обучения;

— проведение комплексных медицинских исследований в области морской медицины;

— создание (восстановление) центров военного обучения (военно-морских кафедр) в медицинских учебных заведениях по подготовке военно-медицинских специалистов среднего и высшего звена для обеспечения повседневной деятельности и мобилизационной готовности медицинской службы ВМФ;

— формирование и реализация квалификационных требований к подготовке моряков, ответственных за оказание первой помощи и уход за больными и пострадавшими на судах, на которых наличие медицинского работника не предусмотрено, и регламентация периодичности их переподготовки;

— разработка и установление системы требований к образовательным организациям в части обучения моряков оказанию первой помощи, уходу за больными и пострадавшими на борту судна и создание общероссийского реестра образовательных организаций, имеющих право проводить такое обучение;

— совершенствование подготовки медицинских специалистов для оказания вахтовым работникам постоянной первичной медико-санитарной помощи (в том числе специализированной хирургической и травматологической), осуществляемой ведомственными медицинскими организациями совместно с государственной системой здравоохранения;

д) в части международного профессионального взаимодействия в области морской медицины:

— создание национальной ассоциации морских врачей, объединяющей специалистов в области морской (военно-морской), судовой и водолазной медицины, установление взаимодействия с международной ассоциацией морской медицины и другими международными организациями (Международной организацией труда, Международной морской организацией, Всемирной организацией здравоохранения, Международным комитетом Красного Креста, Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) в сфере морского здравоохранения;

— повышение уровня международного сотрудничества в области морской медицины (международные симпозиумы, научные и научно-практические конференции, совещания и др. по вопросам морской медицины);

— проведение комплексных международных научно-исследовательских экспедиций для изучения медицинских аспектов влияния наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений окружающей среды на состояние здоровья субъектов морской деятельности;

— объединение усилий морских государств в создании единой международной системы оказания медико-санитарной помощи пострадавшим на море, в том числе в результате техногенных катастроф, включая координацию деятельности медицинских подразделений;

— участие в организации медицинского обеспечения развивающегося международного туризма (научного, культурно-познавательного, экологического и др.).

 

IV. Механизмы, источники финансирования мероприятий и этапы реализации Концепции развития морской медицины в Российской Федерации до 2030 года

 

43. Настоящая концепция реализуется посредством осуществления скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по применению комплекса мер организационного, нормативно-правового, экономического, финансового и информационного характера.

44. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минздраву России, Минобороны России, Минтрансу России, ФСБ России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а в отдельных случаях — за счет собственных средств организаций.

45. Основными мероприятиями по реализации настоящей Концепции являются:

а) разработка и принятие нормативных правовых актов, распорядительных, регламентирующих порядок планирования и обеспечения мероприятий медицинского обеспечения морской деятельности;

б) разработка и реализация федеральных и иных целевых программ в области здравоохранения, морской и военно-морской деятельности, в части их медицинского обеспечения, а также государственного оборонного заказа на плановый период;

в) организация системного мониторинга и анализа реализации концепции развития морской медицины и медицинского обеспечения морской деятельности;

г) совершенствование международной нормативно-правовой базы в области медико-санитарного обеспечения морской деятельности;

д) организация и проведение научных исследований в области медицинского обеспечения морской деятельности.

46. Развитие морской медицины в период до 2030 года планируется осуществлять поэтапно.

47. Первый этап «Создание научных заделов, организационных и нормативных правовых основ в обеспечение развития морской медицины» (2018–2022 гг.) предусматривает:

— совершенствование существующей и разработку новой нормативно-правовой базы;

— формирование структуры и организации морской медицины;

— определение структуры и порядка создания Национального центра морской медицины и его региональных (РЦММ) и территориальных (ТЦММ) филиалов;

— моделирование и отладку основных компонентов КИМС, создание прототипа «умной» клиники с учетом стандартов информационного обмена в рамках КИМС с учетом стандартов оказания медицинской помощи, требований к медицинским информационным системам и к прикладным компонентам КИМС удаленного уровня, а также к интеграции спецификаций и технических условий информационного обмена с централизованными компонентами КИМС;

— разработку проектно-конструкторской документации на КИМС и ее компоненты как на глобальном уровне, так и на уровне удаленных морских информационных систем;

— облачной платформы для КИМС и защищенное подключение подразделений морского медицинского потенциала к облачной платформе КИМС;

— модулей информационной безопасности КИМС и прикладных региональных компонентов КИМС, основных документов, обеспечивающих создание и функционирования КИМС.

48. На втором этапе «Реализация созданных научно-технических заделов, организационных и нормативных правовых основ в обеспечение развития морской медицины» (2023–2027 гг.) обеспечить:

— создание национального центра морской медицины, включающего головной (г. Санкт-Петербург, с функциями координационного центра), региональные центры (г. Владивосток, на базе Дальневосточного окружного медицинского центра Федерального медико-биологического агентства (далее — ФМБА); г. Новороссийск на базе Новороссийского клинического центра ФМБА; г. Архангельск, на базе Северного медицинского клинического центра им. Н. А. Семашко) и территориальные центры в приморских субъектах федерации;

— в информационной сфере обеспечить завершение:

• работ по стандартизации в сфере медицинской информатики;

• мероприятий по созданию КИМС, переносу основных централизованных общесистемных компонентов КИМС, а также федеральных прикладных компонентов;

• работ по защищенному подключению подразделений морского медицинского потенциала к облачной платформе КИМС;

• работ по включению КИМС морской медицины в Единую государственную информационную систему здравоохранения.

49. На третьем этапе «Наращивание возможностей морского медицинского комплекса» (2028– 2030 гг.):

— выполнение мероприятий по обеспечению эффективного функционирования системы морской медицины, выполнение всего комплекса задач медицинского обеспечения морской деятельности Российской Федерации.

50. Показателями эффективности мер по реализации Концепции являются:

• общие:

а) повышение уровня профессионального долголетия трудящихся морской отрасли и специалистов российского флота;

б) снижение уровня заболеваемости трудящихся морской отрасли и специалистов российского флота;

• частные:

в) уровень оснащенности медицинских организаций и подразделений современными средствами оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе в судовых (корабельных) условиях;

г) количество медицинских специалистов по всем уровням подготовки, выполняющих задачи медицинского обеспечения морской деятельности;

д) количество вновь созданных центров морской медицины, обеспечивающих функционирование субъектов морской деятельности.

 

Заключение

 

51. Реализация настоящей Концепции позволит создать в Российской Федерации эффективную систему медицинского обеспечения морской деятельности, нацеленную на реализацию национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и обеспечивающую сохранение человеческого потенциала российского флота.

52. Положения настоящей Концепции могут уточняться и корректироваться в зависимости от изменения задач национальной морской политики и социально-экономических условий в Российской Федерации.

Возврат к списку