Глубоководные "Миры". Чем знамениты российские исследовательские обитаемые аппараты

Глубоководные "Миры". Чем знамениты российские исследовательские обитаемые аппараты
Дата публикации
3 августа 2022
Источник
ТАСС

15 лет назад, 2 августа 2007 года, российские глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" первыми в мире спустились на дно Северного Ледовитого океана. Экипаж "Миров" взял пробы грунта, провел съемки донного рельефа и установил на глубине 4,3 тыс. м титановый российский флаг. Как создавались аппараты, где еще побывали и почему без них не смог обойтись знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон.

Отец "Миров"

В декабре 2022 года знаменитые глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" отметят еще один юбилей — 35 лет со дня собственной постройки. Производство двух батискафов стало результатом научно-технического сотрудничества ученых и инженеров Института океанологии РАН имени Петра Ширшова и финской фирмы Rauma-Repola.

Идея создать аппараты, которые могли бы доставить человека на огромную глубину (6 000 м и более), а затем в целости и сохранности вернуть его обратно на поверхность, принадлежит Игорю Михальцеву — известному российскому океанологу, доктору технических наук. Ему принадлежит множество научных открытий, однако больше всего он известен как отец "Миров". Еще задолго до создания глубоководных аппаратов Михальцев сформулировал концепцию, согласно которой человек на дне Мирового океана способен сделать гораздо больше открытий, чем даже самые продвинутые роботы. Так появилась идея — создать именно обитаемые аппараты, которые помогли бы исследовать самые труднодоступные места морей и океанов.

Первой попыткой Михальцева создать глубоководный аппарат, по сути мини-субмарину, стал "Пайсис-IV" в 1970-х. Батискаф, который мог погружаться на 2 000 м, был построен по заказу Института океанологии АН СССР в Канаде. Однако, как вспоминал позднее Игорь Михальцев, поняв, что "Пайсис" может серьезно продвинуть советскую науку и оставить позади западные страны, канадцы под давлением США решили аппарат не отдавать.

"В то время между Америкой и Европой действовало соглашение о том, чтобы не поставлять новую технику и новые технологии в СССР и соцстраны. Но у меня были крепкие нервы, и я предложил заказать той же фирме еще два таких аппарата, только теперь договор заключался на поставку техники не целиком, в собранном и готовом виде, а по частям. Покупать и вывозить комплектующие никто не запрещал" - из воспоминаний Игоря Михальцева,

Операция по доставке запчастей "Пайсисов" прошла успешно. В Союзе их собрали, и к 1975 году у советских ученых-океанологов появились два глубоководных "двухтысячника". Они прослужили более десяти лет, участвовали в сотнях научных экспедиций, а затем уступили место новым, более современным аппаратам "Мир-1" и "Мир-2".

Штурм глубины

К середине 1980-х годов у Игоря Михальцева было готово новое техническое задание на постройку аппаратов, которые могли бы погружаться на 6 000 м. По данным ученых, батискаф с таким потенциалом способен исследовать 98% дна всего Мирового океана.

"Миры", заказанные финской фирме Rauma-Repola, были построены за два года. В то время как большинство подобных аппаратов в мире делались из титана, наши, по задумке Михальцева, сделаны из мартенситной, сильно легированной стали с 18% никеля (этот сплав прочнее и легче титана). Кроме этого, новые батискафы отличались от импортных повышенным запасом электроэнергии — 100 кВт против стандартных для зарубежных моделей 50 кВт.

Первое погружение глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" совершили 7 ноября 1987 года в Ботническом заливе Балтийского моря. Находившиеся на борту представитель фирмы-производителя финн Пекка Лааксо и советский океанолог Анатолий Сагалевич опустились на несколько сотен метров, поочередно проверили все системы аппаратов и благополучно поднялись на поверхность.

Затем состоялся первый штурм серьезной глубины. 13 и 15 декабря тот же экипаж устремился ко дну Атлантики, занырнув c борта специально оборудованного судна "Академик Мстислав Келдыш" на 6 170 м на "Мире-1" и на 6 120 — на "Мире-2".

Успех российских ученых не остался незамеченным на Западе, и вскоре американский Центр мониторинга новейших технологий (World Technology Evaluation Center) назвал "Миры" лучшими глубоководными обитаемыми аппаратами из когда-либо построенных в мире.

В 2000 году "Мир-1" и "Мир-2" участвовали в обследовании затонувшей подлодки "Курск". Также в нулевых наши батискафы помогали искать потопленную японскую субмарину с грузом золота на борту, исследовали дно в районе затонувшего во времена Второй мировой линкора "Бисмарк", совершили десятки погружений в разных участках Мирового океана, что в итоге стало отправной точкой для нескольких научных сенсаций.

Непростое кино

Всемирную известность российским глубоководным обитаемым аппаратам "Мир-1" и "Мир-2" принесли киносъемки. Первым команду наших исследователей пригласил для участия в работе над своей картиной "Титаник" режиссер-документалист Стивен Лоу. Он работал в форматах IMAX, что требовало исключительных в плане качества съемок. В процессе работы российские батискафы, оборудованные кинокамерами, несколько раз погружались к настоящему "Титанику", чтобы максимально подробно запечатлеть легендарный затонувший лайнер.

Следующим заказчиком завораживающих подводных съемок стал знаменитый голливудский режиссер Джеймс Кэмерон. По рассказам Евгения Черняева, одного из пилотов "Миров", Кэмерон привез на съемки своего художественного "Титаника" камеры стоимостью по $1 млн каждая.

"Мы начали снимать с ним "Титаник" в 1995-м, это были реальные съемки погружения. Также использовался большой телеуправляемый аппарат с другого судна, на котором был установлен мощный свет, он должен был зависать над "Титаником" и подсвечивать его на глубине 3 800 м", — рассказывал Евгений Черняев ранее в интервью ТАСС.

Во время съемок "Миры" погружались к "Титанику" несколько десятков раз. Российские глубоководники и съемочная группа исследовали буквально каждый метр знаменитого судна, чтобы в кадр попало как можно больше артефактов. Параллельно со съемочным процессом экипаж успевал выполнять и научную работу — отбирать пробы грунта, изучать рельеф дна.

Триколор на дне Северного полюса

Глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" отправились на дно Северного Ледовитого океана 2 августа 2007 года. Батискафы погрузились одновременно на глубину более 4 000 м. Экипаж первого "Мира" под руководством известного ученого-полярника Артура Чилингарова впервые в истории взял образцы этих грунта, воды и флоры. Кроме этого, исследователи установили на дне титановый российский флаг и капсулу с посланием к потомкам. Целью уникальной экспедиции было привлечь внимание мирового сообщества к изучению Арктики.

Сегодня оба аппарата, на счету которых тысяча погружений и сотни открытий, музейные экспонаты: один находится в калининградском Музее Мирового океана, второй планируется установить в центре главной экспозиции нового глубоководного научно-исследовательского центра РАН в Москве. Однако, как говорят океанологи, "Миры" рано сбрасывать со счетов. Они до сих пор находятся в рабочем состоянии и при достаточном финансировании могли бы послужить российской науке много лет.