ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА: ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И РАБОТЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА: ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И РАБОТЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Дата публикации
23 сентября 2022

Российский морской регистр судоходства в рамках пятого Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий провел ежегодную конференцию, посвященную мерам поддержки отрасли в изменившихся условиях.

Модератором выступил Сергей Шишкин – заместитель генерального директора РС по классификации и наблюдению в промышленности.

Ведущие специалисты РС представили доклады о развитии компетенций организации в сегменте рыболовного флота, текущем статусе международной деятельности РС, изменениях в международных требованиях и Правилах Регистра, а также разобрали типовые вопросы, связанные с рассмотрением проектов и эксплуатацией рыболовных судов.

Большое внимание было уделено взаимодействию проектантов, судостроителей и поставщиков с РС в процессе одобрения технической документации, сертификации нового оборудования для поставки на суда под техническим наблюдением РС.

В первую очередь было отмечено, что в связи с исключением РМРС из Совета Международной Ассоциации Классификационных Обществ (МАКО) системно в работе организации не произошло каких-либо масштабных изменений. На этом акцентировал внимание заместитель генерального директора РС по планированию и цифровому развитию Георгий Бедрик. При работе с клиентами по-прежнему соблюдаются все стандарты МАКО, они будут поддерживаться и в будущем. При этом, исключение РС из Международная ассоциация классификационных обществ расценивается как политически мотивированное и неправовое, была подана апелляция.

Изменения, вызванные внешними обстоятельствами, коснулись некоторых направлений бизнес-конъюнктуры. В том числе санкционные ограничения ЕС и США по экспорту технологий в РФ привели к сокращению заказов РС в Европе как по морскому оборудованию, так и по судостроению. Помимо этого, отмечается смещение ключевых сегментов рынка в сторону государств, являющихся кластерами в сфере судостроения и морского оборудования - Турции, Южной Кореи и Китая. В РС также учитывают импортозамещение как одну из приоритетных альтернатив при работе в новых условиях.

При этом внешние изменения послужили стимулом для развития услуг, предоставляемых РС. В том числе это коснулось расширения некоторых направлений в сфере инженерного сопровождения судов в эксплуатации, области сертификации систем менеджмента, где была расширена область деятельности (была включена сертификация систем менеджмента промышленных предприятий всех отраслей), а также в области экспертной оценки судна (при постройке в целях отражения фактического состояния параметров спецификации).

Толику обоснованной критики в обсуждение внес Николай Назаренко - заместитель директора по развитию, модернизации и ТЭ флота НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

СЗРК с 2015 года ведет строительство серии высокотехнологичных траулеров

на Выборгском судостроительном заводе, а в 2020 году компания также разместила заказы на строительство краболовных судов на нижегородском заводе “Красное Сормово”.  

По словам Николая Борисовича российские компании сумели преодолеть большую часть трудностей, с которыми они столкнулись в пандемию коронавируса. К концу 2021 года появилось понимание того, как можно работать в новых условиях и большая часть процессов была налажена.

В феврале 2022 года промышленность столкнулась с волной жестких санкций, что значительно отразилось на строительстве флота - в особенности на постройке краболовов. На сегодняшний день строительство краболовов на заводе “Красное Сормово” фактически приостановилось из-за отсутствия комплектующего оборудования. Сроки сдачи судов сдвинулись вправо минимум на полтора-два года.

В последние месяцы ведется активный поиск поставщиков и проработка технических вопросов логистики, отметил спикер.

Освидетельствование нового оборудования как правило занимает значительный период времени, также подчеркнул Назаренко. Представители РС выразили готовность способствовать ускорению этих процессов.

О сертификации судового оборудования рассказал Алексей Филиппов - начальник отдела технического наблюдения в промышленности РМРС. Основные моменты его доклада были связаны с пояснениями об изменениях в процедурах сертификации и новых вводных в этой сфере.

В том числе он рассказал об опыте внедрения дистанционного освидетельствования на борту судна c предоставлением фото- и видеоматериалов без физического присутствия инспектора, с использованием двусторонней связи.

Новые технологии в судостроении формируют новые требования - отметил Филиппов. В частности, за последнее время специалисты Регистра работали с такими сферами, как оборудование обеспечения кибербезопасности, системы газового топлива в составе двухтопливных двигателей, системы объемного пожаротушения на судах и др.  

В ходе конференции к спикерам было обращено большое количество вопросов от поставщиков оборудования. Многие из них готовы представлять на российском рынке остро необходимое оборудование от альтернативных производителей, вести разработки образцов техники, на которую в связи с санкциями появился активный спрос. Для полноценного запуска этих процессов представители компаний обратились к специалистам РС с просьбой разъяснить вопросы по сертификации, испытаниям и требованиям к этим изделиям.

При подведении итогов модератор отметил, что именно судовладельцы, проектанты и верфи являются локомотивом изменений в правилах Регистра. Была отмечена важность наличия прямого диалога и конструктивной критики со стороны участников рынка.