Помощник Президента Николай Патрушев рассказал в интервью «Известиям» о Морской коллегии Российской Федерации


— Николай Платонович, Морская коллегия при правительстве существовала с 2001 года. Какие результаты достигнуты к сегодняшнему дню и чем обусловлено решение упразднить старую и создать новую структуру?

— Морская коллегия первоначально была создана при правительстве Российской Федерации. Идея ее образования появилась в кризисное для нашей страны время. Если морская мощь Советского Союза была неоспорима, то в 1990-е годы Россия могла лишиться статуса великой морской державы. Массовая остановка судостроительных предприятий, разрушение портовой инфраструктуры, повсеместное закрытие средних специальных учебных заведений, сокращение приема в вузы, прекращение научных исследований значительно ослабили военный флот, сократили транспортные грузовые и пассажирские морские перевозки, привели к утрате некоторых компетенций в сфере судостроения.

В последние годы под руководством президента Владимира Путина заложена основа для укрепления позиций России в Мировом океане, защиты и реализации национальных интересов нашей страны в области морской деятельности.

Современная геополитическая ситуация и поставленные главой государства задачи по развитию экономики и укреплению обороноспособности нашей страны требуют принятия дополнительных мер. Именно поэтому президентом было принято решение образовать Морскую коллегию Российской Федерации и упразднить подобную коллегию при правительстве.

Морская коллегия будет действующим координационным органом. Ее ключевой задачей станет подготовка решений президента в области морской деятельности и организация неукоснительного выполнения решений главы государства в этой сфере.

— Базовый документ национальной морской политики РФ — Морская доктрина. Какие ее положения особо актуальны в нынешней геополитической обстановке?

— Президент утвердил доктрину в 2022 году, и все ее положения актуальны и сегодня. Прежде всего, остается цель сохранения за Российской Федерацией статуса великой морской державы. Необходимо реализовать национальные интересы и поддержать стратегическую стабильность в Мировом океане.

Морской коллегии предстоит проанализировать нормативно-правовую базу в сфере морской деятельности и актуализировать ряд документов с учетом достижения национальных целей развития нашей страны, утвержденных президентом, и нейтрализации внешних угроз безопасности.

Следует признать, что в международных отношениях не снижается роль фактора силы. Продвижение Вашингтоном Индо-Тихоокеанской стратегии имеет яркий антироссийский и антикитайский характер. НАТО продолжает наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях океанов и морей, прилегающих к территории Российской Федерации.

— В том числе на Балтике и Черном море?

— Запад стремится лишить Россию выхода в Балтийское море, превратив его во «внутреннее море» альянса, используя для этого новоиспеченные страны НАТО — Швецию и Финляндию. Западники активно реализуют стратегию сковывания России и на Черном море, где натовцы готовятся нарастить свое присутствие в нарушение Конвенции Монтрё. Для увеличения своего влияния в Мировом океане США и их союзники игнорируют или пытаются подвергнуть ревизии и иные международные договоренности.

— В составе Морской коллегии будут образованы три Совета: по стратегическому развитию ВМФ, по защите национальных интересов в Арктике, а также по развитию и обеспечению морской деятельности России. Какие задачи будут у этих органов?

— Действительно, в Морской коллегии образованы три совета. Положения о деятельности каждого из них будут утверждены позже. В их состав войдут только члены коллегии. В то же время будет создан научно-экспертный совет, который займется экспертной проработкой вопросов, выносимых на рассмотрение Морской коллегии. К его работе будут привлечены необходимые специалисты.

Создаваемый, в частности, Совет по стратегическому развитию Военно-Морского Флота станет «мозговым» центром, который сосредоточится на подготовке стратегии развития ВМФ. Возрастающие угрозы со стороны Запада заставляют нас повышать боеготовность и техническую оснащенность флота, уделять особое внимание проблематике кораблестроения, разработке и производству новых образцов военной морской техники, подготовке специалистов для ВМФ.

— В условиях СВО во всем мире активно обсуждается роль безэкипажной военно-морской техники в современных конфликтах и средств борьбы с ней. Ждать ли в этой области таких же эффективных и быстрых мер, на которые оказалась способна Россия в сфере БПЛА?

 В разные исторические периоды менялось представление о приоритетах кораблестроения. Сегодня для отечественной науки и оборонно-промышленных предприятий создание безэкипажной подводной и надводной морской техники становится актуальным направлением. Морские беспилотники имеют несомненные преимущества, такие как исключение рисков потерь экипажа, оснащение полезной нагрузкой различного назначения, маневренность и развитие высокой скорости. Стоит заметить, что помимо новой военно-морской техники будет продолжено использование технологий, доказавших временем свое превосходство.

— Не можем обойти стороной последние события, связанные с СВО. На прошлой неделе ВСУ прорвались вглубь территории России в Курской области. На Западе утверждают, что не знали о планах киевского режима. Может ли нынешняя операция ВСУ координироваться западными военными и спецслужбами?

— Именно Запад поставил преступную хунту во главе Украины, страны НАТО накачали Киев оружием, военными инструкторами, в постоянном режиме снабжают разведданными и контролируют действия неонацистов. Операция в Курской области также спланирована при участии натовцев и западных спецслужб. Эта преступная акция вызвана предчувствием приближающегося неминуемого краха неонацистского киевского режима.

Заявления руководства США о непричастности к преступлениям Киева в Курской области не соответствуют действительности. Штаты регулярно говорят одно, а делают другое. Без их участия и непосредственной поддержки Киев бы не рискнул зайти на территорию России.

Ложь и провокации — это привычные спутники политики Вашингтона и других стран Запада. Именно американцы в августе 2008 года организовали военную авантюру Саакашвили, хотя утверждали, что не имеют к этому никакого отношения. Прямое вмешательство США в дела Грузии привело к выходу из ее состава Абхазии и Южной Осетии. Полагаю, что грузинский народ знает, что своими страданиями расплачивается за действия американцев.

В настоящее время ради американских интересов страдают жители Украины, которую США из государства превратили в военный антироссийский проект. Усилиями Вашингтона созданы все предпосылки для утраты Украиной своего суверенитета и потери части своих территорий, в том числе тех, на которые давно положили глаз некоторые американские союзники.

— Президент Сербии Александр Вучич заявил, что именно Запад подогревает массовые протесты в этой Балканской стране. Недавно вы встречались с находившимся с визитом в Москве вице-премьером Сербии Александром Вулиным. Насколько вы разделяете такие оценки?

— Мы знаем, что Запад использует разные поводы для организации «цветных революций» и попыток смены законных правительств на послушных Вашингтону обученных за рубежом политиков. В том числе Запад пытался сделать это и в Сербии.

Массовые беспорядки организовываются западниками и в других странах. Не случайно бывший премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина считает именно США причастными к ее отставке и разгулу преступности в ее стране. Причиной, по ее мнению, мог стать отказ Вашингтону предоставить бангладешский остров Святого Мартина в Бенгальском заливе под американскую военную базу.

Не уменьшается уровень вмешательства США в суверенные дела Венесуэлы. Вслед за очередной провалившейся попыткой госпереворота в этой стране Вашингтон предлагает Николасу Мадуро досрочную отставку, обещая ему взамен отказаться от его дальнейшего преследования в соответствии с американскими законами.

Можно наблюдать, что США и Англия, столкнувшись с внутриполитическими дрязгами, проблемами в экономике и финансах, беспорядками, вызванными противостоянием между мигрантами и коренными жителями, стремятся перенести хаос за пределы своих границ, все сильнее разжигать военные, межнациональные и межконфессиональные конфликты за рубежом.

— Участились и попытки США создавать проблемы для России в Арктике. Для этого используют и экологическую повестку, и активно милитаризируют регион. Что в этой связи делает Россия?

— Россия – приверженец мирного развития Арктики. При этом странам Запада пора уяснить, что по своему арктическому потенциалу (как военному, так и гражданскому) Россия намного опережает не только США, но и все арктические государства вместе взятые.

Вопросы развития этого района станут на повестке создаваемого в Морской коллегии Совета по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике.

На арктическом направлении у России стоит цель всестороннего развития Северного морского пути, как безопасной круглогодичной транспортной коммуникации с одновременным совершенствованием портовой инфраструктуры, увеличением провозной способности железных дорог для перевозки грузов на северных широтах. При этом подчеркну, что Севморпуть является национальной, российской транспортной магистралью.

Задачами Совета станут также вопросы исследования Арктики и социально-экономического развития арктических территорий. Будет уделено внимание широкому освоению природных ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации, созданию благоприятных условий для деятельности российских нефтегазодобывающих и газотранспортных компаний. Будут рассмотрены и другие актуальные вопросы.

— Запад активно пытается ограничить внешнеэкономическую деятельность России с помощью санкций. Получится ли выдавить нас из морских транспортных коммуникаций?

— Изобретая раз за разом все новые и новые антироссийские санкции, Запад пилит сук, на котором сидит. Так, пытаясь вернуть себе в неконкурентной борьбе звание «царицы морей», Англия недавно внесла 11 российских нефтяных танкеров в свой уже и так довольно большой санкционный список. В то же время хочу обратить внимание на то, что Англия покинула топ-10 стран по уровню промышленного производства. В разы снизились доходы туристической отрасли прибалтийских стран в связи с запретом круизным лайнерам посещать Санкт-Петербург. Санкции бумерангом наносят значительный урон и самим западным государствам.

При этом некоторые западные санкции частично ограничили фрахт судов, страховую деятельность, затронули судостроительные предприятия. Принимаемые в этом направлении меры позволили России дать новый толчок для развития судостроения, появления новых логистических цепочек, увеличения внешнеэкономической деятельности за счет поиска новых рынков в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки.

Образованный в Морской коллегии Совет по развитию и обеспечению морской деятельности России обратит особое внимание на вопросы обеспечения импортонезависимости и технологического суверенитета в морской сфере.

Кроме того, нужны решения, направленные на использование преимуществ России, владеющей внутренними водными транспортными коммуникациями. Стоят задачи по увеличению перевозок по Енисею, Лене, Оби, Амуру и другим рекам. На повестке дня — развитие речного и морского флота, увеличение океанографических исследований, внедрение новых технологий, в том числе цифровых, расширение географии перевозок грузов и пассажиров, стимулирование водного туризма.

Акцент в деятельности Морской коллегии будет также сделан на комплексном социально-экономическом развитии прибрежных регионов, улучшении качества жизни в городах и поселках, создании новых рабочих мест, социальной поддержке моряков, рыбаков и судостроителей, подготовке кадров.

Важно, что для реализации этих и других планов у России есть все ресурсы и богатейший исторический опыт.

17 августа  2024 г