16 декабря 1994 года приказом Департамента морского транспорта была создана «Морская администрация порта Астрахань». Эта дата и считается днем создания ФГБУ «АМП Каспийского моря» - одной из восьми администраций морских портов России, подведомственных Росморречфлоту. Об этом сообщили в АМП Каспийского моря.
На севере Каспийского моря расположены три морских российских порта: Астрахань и Оля - в Астраханской области, Махачкала – в Дагестане. Они входят в состав Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Каспийского моря», которое в декабре 2024 года отмечает 30-летие со дня образования. Эти порты - морские ворота России, через которые в прикаспийские государства и обратно суда транспортного флота перевозят грузы.
За тридцать лет произошли изменения в названии организации, менялись ее структура и подчиненность, но предмет деятельности - обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним - был приоритетом.
Первым начальником Морской администрации порта Астрахань 20 декабря 1994 года был назначен Русанов Николай Васильевич, который проработал в этой должности до 01 октября 2000 года.
В 2024 году на ВКМСК приступил к работе современный несамоходный фрезерный земснаряд высокой производительности проекта FPDG3, головной в серии из трех земснарядов, два из которых еще строятся на российских верфях. Этот земснаряд назван в честь Николая Васильевича Русанова. Николай Васильевич был одним из инициаторов программы возрождения на Каспии торгового флота России и внес неоценимый личный вклад в развитие Астраханского воднотранспортного узла.
В состав ФГБУ «АМП Каспийского моря» входят три порта: Астрахань, Оля и Махачкала.
Морской порт Астрахань расположен в устьевой части реки Волга. В порту действуют 32 причала, их линия протянулась на 5 011,79 км. Портовая акватория занимает 55,007 кв. км. Астрахань – консолидированный порт, на территории которого действуют 19 портовых терминалов, расположенных на берегах реки Волги и объединенных одним названием.
Морской порт Оля расположен южнее города Астрахани на 67-м километре ВКМСК у села Оля. Универсальность порта позволяет перерабатывать широкую номенклатуру грузов без потерь в качестве и скорости, так как его причалы поделены на узкоспециализированные комплексы, обслуживающие отдельные категории грузов.
Морской порт Махачкала - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метра. В порту перерабатываются генеральные, минерально-строительные и наливные грузы, а также осуществляются паромные и контейнерные перевозки.
Обеспечение безопасности мореплавания в сложных гидрометеорологических условиях
К особенностям работы ФГБУ «АМП Каспийского моря» относится осуществление контроля за судоходством в морских портах Астрахань и Оля в сложных гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объемов сброса воды с гидроузлов, ветров со скоростью 20 м/с и выше, пыльными бурями, частыми туманами и льдообразованием в зимний период. Астрахань и Оля - замерзающие порты, поэтому особого внимания администрации морских портов требует вопрос организации ледокольного обеспечения в портовых акваториях и в ВКМСК. С наступлением устойчивых минусовых температур, обычно с середины декабря до середины марта, организуются ледокольные проводки судов. Их успех зависит от слаженной работы всех участвующих в транспортном процессе, а также от технического состояния ледоколов и флота.
Организация эксплуатации ВКМСК, самого протяженного судоходного канала в России длиной 188 км - еще одна сфера деятельности Администрации морских портов Каспийского моря. От пропускной способности канала зависит грузооборот и судооборот портов, реализация транспортных проектов и развитие других направлений морехозяйственной деятельности, в частности, освоение шельфовых месторождений Северного Каспия и туризм. ВКМСК является ключевым элементом инфраструктуры портов Астрахань и Оля.
Участие в выводе крупногабаритных объектов
Организация транспортировки по акваториям морских портов Астрахань и Оля крупногабаритных объектов – это направление деятельности появилось в ФГБУ «АМП Каспийского моря» несколько лет назад в связи с активным освоением шельфа Каспия.
В российском морском секторе открыто восемь нефтегазоконденсатных месторождений. Только программа комплексного освоения месторождений Каспия нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» предусматривает строительство 30 объектов нефтедобывающей инфраструктуры (платформ, жилых и производственных модулей и пр.). Габариты некоторых объектов настолько велики, что их вывод приходится проводить в несколько этапов. Об интенсивности работы АМП в этом направлении можно судить по результатам 2014 года. В указанный период из морского порта Астрахань в море были выведены четыре крупногабаритных объекта обустройства месторождения им. В. Филановского в Северном Каспии: верхние строения центральной технологической платформы (ВС ЦТП), платформы жилого модуля (ВС ПЖМ), райзерного блока (ВС РБ) и ледостойкой стационарной платформы (ВС ЛСП).
Транспортировка всех верхних строений осуществлялась на борту транспортно-монтажной баржи (ТМБ) «Юрий Кувыкин». Также в 2014 году осуществлен вывод СПБУ «Меркурий». Аналогичная работа продолжалась в 2015-2019 годах. Она была осложнена тем, что каждое сооружение – единственное в своем роде. Подготовка крупногабаритный объектов к проводке по акваториям требует большой организационной работы и взаимодействия с задействованными в этом процессе организациями. Несмотря на то, что у ФГБУ «АМП Каспийского моря» есть опыт в обеспечении безопасной проводки такого рода объектов, напряженность и сложность сопровождению по каналу придает тот факт, что уровни воды в ВКМСК и в Каспийском море имеют пониженные значения. В этой связи процесс буксировки объектов сопровождают и контролируют специалисты организации, которые предварительно выполняют промерные работы на всем маршруте движения.
Через акватории морских портов Астрахань и Оля, через ВКМСК согласно «Графику проведения ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» морских операций на Северном Каспии в период 2013 – 2019 гг.» осуществлен вывод в море 18 плавучих сооружений, построенных на астраханских верфях.
Морской спасательно-координационный центр ФГБУ «АМП Каспийского моря» (22 ноября 2024 года отметил 30-летие со дня создания)
После распада СССР, преемственность в области проведения работ по поиску и спасанию на море и водных бассейнах с декабря 1991 года перешла Российской Федерации.
В 1994 году Министр транспорта Российской Федерации издал приказ о создании спасательно-координационных центров на Каспийском и Черноморско-Азовском морских бассейнах.
Морской спасательно-координационный центр ФГБУ «АМП Каспийского моря» создан для обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с положениями Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (САР-79), в зоне ответственности на Каспийском море.
В апреле 1997 года приказом Минтранса РФ был передан в Морскую администрацию порта Астрахань.
МСКЦ является единственным спасательно-координационным центром, на Каспийском море, имеющим свидетельство на право деятельности, поэтому часто приходится решать вопросы далеко за пределами зоны ответственности Российской Федерации на Каспийском море.
МСКЦ является единственным в своем роде МСКЦ, который, ведет контроль над Российскими судами с момента выхода их из порта и до прихода в порт назначения.
Российские суда, находящиеся в море передают в МСКЦ информацию с указанием местоположения, курса, скорости, времени подхода и захода (выходе) в порт, состояния фактической погоды.
С целью координации действий с прикаспийскими государствами, МСКЦ при проведении плановых учений постоянно приглашает к участию морские структуры республик Казахстана, Туркменистана и Азербайджана.
За 30 лет со дня образования МСКЦ тактика и стратегия отработаны до мелочей. На счету более 180 поисково-спасательных операций, десятки проведенных учений на море, в том числе международных. Спасено 664 человека, эвакуировано больных – 251 человек, организован поиск 19 судов.