АМП Каспийского моря отмечает 30 лет со дня создания

АМП Каспийского моря отмечает 30 лет со дня создания
Дата публикации
16 декабря 2024
Источник
Росморречфлот

16 декабря 1994 года приказом Департамента морского транспорта была создана «Морская администрация порта Астрахань». Эта дата и считается днем создания ФГБУ «АМП Каспийского моря» - одной из восьми администраций морских портов России, подведомственных Росморречфлоту. Об этом сообщили в АМП Каспийского моря.

На севере Каспийского моря расположены три морских российских порта: Астрахань и Оля - в Астраханской области, Махачкала – в Дагестане. Они входят в состав Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Каспийского моря», которое в  декабре 2024 года отмечает 30-летие со дня образования. Эти порты - морские ворота России, через которые в прикаспийские государства и обратно суда транспортного флота перевозят грузы.

За тридцать лет произошли изменения в названии организации, менялись ее структура и подчиненность, но предмет деятельности - обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним - был приоритетом.

Первым начальником Морской администрации порта Астрахань 20 декабря 1994 года был назначен Русанов Николай Васильевич, который проработал в этой должности до 01 октября 2000 года.

В 2024 году на ВКМСК приступил к работе современный несамоходный фрезерный земснаряд высокой производительности проекта FPDG3, головной в серии из трех земснарядов, два из которых еще строятся на российских верфях. Этот земснаряд назван в честь Николая Васильевича Русанова. Николай Васильевич был одним из инициаторов программы возрождения на Каспии торгового флота России и внес неоценимый личный вклад в развитие Астраханского воднотранспортного узла.

В состав ФГБУ «АМП Каспийского моря» входят три порта: Астрахань, Оля и Махачкала.

Морской порт Астрахань расположен в устьевой части реки Волга. В порту действуют 32 причала, их линия протянулась на 5 011,79 км. Портовая акватория занимает 55,007 кв. км. Астрахань – консолидированный порт, на территории которого действуют 19 портовых терминалов, расположенных на берегах реки Волги и объединенных одним названием.

Морской порт Оля расположен южнее города Астрахани на 67-м километре ВКМСК у села Оля. Универсальность порта позволяет перерабатывать широкую номенклатуру грузов без потерь в качестве и скорости, так как его причалы поделены на узкоспециализированные комплексы, обслуживающие отдельные категории грузов.

Морской порт Махачкала - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метра. В порту перерабатываются генеральные, минерально-строительные и наливные грузы, а также осуществляются паромные и контейнерные перевозки.

Обеспечение безопасности мореплавания в сложных гидрометеорологических условиях

К особенностям работы ФГБУ «АМП Каспийского моря» относится осуществление контроля за судоходством в морских портах Астрахань и Оля в сложных гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объемов сброса воды с гидроузлов, ветров со скоростью 20 м/с и выше, пыльными бурями, частыми туманами и льдообразованием в зимний период. Астрахань и Оля - замерзающие порты, поэтому особого внимания администрации морских портов требует вопрос организации ледокольного обеспечения в портовых акваториях и в ВКМСК. С наступлением устойчивых минусовых температур, обычно с середины декабря до середины марта, организуются ледокольные проводки судов.  Их успех зависит от слаженной работы всех участвующих в транспортном процессе, а также от технического состояния ледоколов и флота.

Организация эксплуатации ВКМСК, самого протяженного судоходного канала в России длиной 188 км - еще одна сфера деятельности Администрации морских портов Каспийского моря. От пропускной способности канала зависит грузооборот и судооборот портов, реализация транспортных проектов и развитие других направлений морехозяйственной деятельности, в частности, освоение шельфовых месторождений Северного Каспия и туризм. ВКМСК является ключевым элементом инфраструктуры портов Астрахань и Оля.

Участие в выводе крупногабаритных объектов

Организация транспортировки по акваториям морских портов Астрахань и Оля крупногабаритных объектов – это направление деятельности появилось в ФГБУ «АМП Каспийского моря» несколько лет назад в связи с активным освоением шельфа Каспия.

В российском морском секторе открыто восемь нефтегазоконденсатных месторождений. Только программа комплексного освоения месторождений Каспия нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» предусматривает строительство 30 объектов нефтедобывающей инфраструктуры (платформ, жилых и производственных модулей и пр.). Габариты некоторых объектов настолько велики, что их вывод приходится проводить в несколько этапов. Об интенсивности работы АМП в этом направлении можно судить по результатам 2014 года. В указанный период из морского порта Астрахань в море были выведены четыре крупногабаритных объекта обустройства месторождения им. В. Филановского в Северном Каспии: верхние строения центральной технологической платформы (ВС ЦТП), платформы жилого модуля (ВС ПЖМ), райзерного блока (ВС РБ) и ледостойкой стационарной платформы (ВС ЛСП).

Транспортировка всех верхних строений осуществлялась на борту транспортно-монтажной баржи (ТМБ) «Юрий Кувыкин». Также в 2014 году осуществлен вывод СПБУ «Меркурий». Аналогичная работа продолжалась в 2015-2019 годах. Она была осложнена тем, что каждое сооружение – единственное в своем роде. Подготовка крупногабаритный объектов к проводке по акваториям требует большой организационной работы и взаимодействия с задействованными в этом процессе организациями. Несмотря на то, что у ФГБУ «АМП Каспийского моря» есть опыт в обеспечении безопасной проводки такого рода объектов, напряженность и сложность сопровождению по каналу придает тот факт, что уровни воды в ВКМСК и в Каспийском море имеют пониженные значения. В этой связи процесс буксировки объектов сопровождают и контролируют специалисты организации, которые предварительно выполняют промерные работы на всем маршруте движения.

Через акватории морских портов Астрахань и Оля, через ВКМСК согласно «Графику проведения ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» морских операций на Северном Каспии в период 2013 – 2019 гг.» осуществлен вывод в море 18 плавучих сооружений, построенных на астраханских верфях.

Морской спасательно-координационный центр ФГБУ «АМП Каспийского моря» (22 ноября 2024 года отметил  30-летие со дня создания)

После распада СССР, преемственность в области проведения работ по поиску и спасанию на море и водных бассейнах с декабря 1991 года перешла Российской Федерации.

В 1994 году Министр транспорта Российской Федерации издал приказ о создании спасательно-координационных центров на Каспийском и Черноморско-Азовском морских бассейнах.

Морской спасательно-координационный центр ФГБУ «АМП Каспийского моря» создан для обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с положениями Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (САР-79), в зоне ответственности на Каспийском море.

В апреле 1997 года приказом Минтранса РФ был передан в Морскую администрацию порта Астрахань.

МСКЦ является единственным спасательно-координационным центром, на Каспийском море, имеющим свидетельство на право деятельности, поэтому часто приходится решать вопросы далеко за пределами зоны ответственности Российской Федерации на Каспийском море.

МСКЦ является единственным в своем роде МСКЦ, который, ведет контроль над Российскими судами с момента выхода их из порта и до прихода в порт назначения.

Российские суда, находящиеся в море передают в МСКЦ информацию с указанием местоположения, курса, скорости, времени подхода и захода (выходе) в порт, состояния фактической погоды.

С целью координации действий с прикаспийскими государствами, МСКЦ при проведении плановых учений постоянно приглашает к участию морские структуры республик Казахстана, Туркменистана и Азербайджана.

За 30 лет со дня образования МСКЦ тактика и стратегия отра­ботаны до мелочей. На сче­ту более 180 поисково-спасатель­ных операций, десятки проведен­ных учений на море, в том числе международных. Спасено 664 человека, эвакуировано больных – 251 человек, организован поиск 19 судов.