Вопросы комплексного развития внутренних водных путей Российской Федерации обсудили на совещании под руководством Министра транспорта Романа Старовойта.
В совещании приняли участие заместитель Министра Александр Пошивай, заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, представители предприятий отрасли.
Роман Старовойт подчеркнул, что Президентом России, Правительством и Минтрансом уделяется пристальное внимание развитию внутреннего водного транспорта.
В прошлом году тема обсуждалась в рамках комиссии по вопросам развития скоростных пассажирских перевозок с участием Экспертного совета Минтранса. Были уточнены потребности субъектов в скоростных пассажирских перевозках, определены меры государственной поддержки.
Вопросы развития внутренних водных путей поднимались на уровне Федерального Собрания, в частности, в рамках Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков выступил с докладом «О комплексном развитии внутренних водных путей». Он отметил необходимость реализации потенциала речных портов, расположенных на опорной сети внутренних водных путей, развития отраслевых транспортно-логистических комплексов.
В плане мероприятий по комплексному развитию внутренних водных путей отражены долгосрочные цели и направления развития, определенные Транспортной стратегией до 2030 с прогнозом до 2035 года. Это повышение пространственной связанности и транспортной доступности, увеличение объема и скорости транзита грузов, рост мобильности населения, цифровая трансформация отрасли.
Особого внимания требуют задачи обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов, ремонта и реконструкции судоходных технических сооружений, развития мультимодальных логистических центров.
Внедрение высокоавтоматизированных и автономных систем позволит создать принципиально новые сервисы для грузовладельцев, перевозчиков и пассажиров, повысит эффективность, доступность и качество транспортных услуг, а также безопасность движения на внутренних водных путях.
Комплексный план направлен на интеграцию внутреннего водного транспорта с железнодорожным и автомобильным транспортом. Также в план вошли развитие и надлежащее содержание внутренних водных путей федерального значения, строительство и модернизация технического флота, ремонт, строительство и реконструкция объектов инфраструктуры.
Среди приоритетных задач также развитие межрегиональных, в том числе скоростных пассажирских перевозок проекта «Речные магистрали», внутрирегиональных и туристических маршрутов, совершенствование пассажирской причальной инфраструктуры.
В рамках цифровой трансформация отрасли предстоит ускоренное внедрение электронных навигационных карт внутренних водных путей, развитие автоматизированной информационной системы и внедрение речной информационной системы на Единой глубоководной системе европейской части России. Развитие получит единая электронная система оплаты проезда на пассажирских судах, а также внедрение электронных транспортных документов перевозки грузов.
Актуализация образовательных программ, организация целевого обучения по заявкам работодателей, формирование системы повышения квалификации и переподготовки – важные условия устойчивого развития отрасли.
Задача по обновлению грузового транспортного флота и пассажирских судов будет решаться совместно с Минпромторгом.
В реализации плана принимают участие Минтранс, Минэкономразвития, Минпромторг, Росморречфлот, Ространснадзор, Росимущество, субъекты РФ, Российская палата судоходства, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, ФГБУ «СИЦ Минтранса России», АО «ГТЛК», ФКУ «Речводпуть».