Дата публикации 6 марта 2025 | |
Источник
Морское Информационное Агентство |
«В соответствии с решением президента России в настоящее время федеральным правительством прорабатываются вопросы о пролонгации сроков их реализации до 2026 года. Правительству республики во взаимодействии с федеральными министерствами, прежде всего с Минэкономразвития России, важно обеспечить безусловную реализацию всех программных проектов, своевременно вводить объекты в эксплуатацию», — сказал секретарь Совета безопасности страны. Это значит, что на федеральные средства в Карелии построят еще больше объектов – школ, больниц, дорог, мостов, спортплощадок.
Один из самых важных проектов индивидуальной программы развития республики Карелия – это строительство цифровой верфи, которое, как и модернизация Онежского судостроительно-судоремонтного завода, реализуются по поручению президента России Владимира Путина.
В январе 2025 года помощник Президента России, председатель Морской коллегии Российской Федерации Николай Патрушев и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан проверили подготовку к запуску первой очереди цифровой верфи. В опытную эксплуатацию было введено основное технологическое оборудование, которое будет интегрировано в единую информационную систему цифровой верфи. Осуществлено внедрение в промышленную эксплуатацию «Решения «Global-Marine: Система управления судостроением и судоремонтом».
Онежский судостроительно-судоремонтный завод (ОССЗ) фактически был возрожден в результате деятельности Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летию Республики Карелия. На ОССЗ идет глубокая модернизация производства. Цифровая верфь позволит карельскому предприятию, как ожидается, ежегодно выпускать втрое больше судов. А еще появятся более 500 высокотехнологичных рабочих мест. В настоящее время на ОССЗ ведется строительство 10 судов, 7 из которых строятся по заказу ФГУП «Росморпорт».
На заводе сейчас реализуют инновационные решения, которые будут использовать и на других предприятиях. «Инновационные решения, реализуемые в ходе создания цифровой верфи, будут активно использоваться на других судостроительных и судоремонтных предприятиях. Именно поэтому важно качественно и в установленные сроки завершить проект», — сообщил Николай Патрушев во время визита в сентябре 2024 года.
В рамках рабочего визита Николай Патрушев и полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан проверили строительство цифровой верфи на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, по результатам осмотра Николай Патрушев поставил задачу — ускорить работы по вводу в эксплуатацию второй очереди модернизации завода.
«На реализацию второй очереди Росморречфлоту из резервного фонда Правительства России выделены средства - 2 млрд рублей. Кроме того, необходимо найти подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ второй очереди проекта. «Этот вопрос надо решить незамедлительно», — сказал секретарь Совета безопасности страны.
Сегодня перед отечественным судостроением поставлен вызов на фоне санкционного давления. Необходимо сохранить конкурентоспособность и технологическую независимость. Успешное завершение проекта цифровой верфи в Петрозаводске этому поспособствует.
Напомним, реализация инвестиционного проекта по созданию на Онежском ССЗ первой в России цифровой верфи стартовала в 2019 году.
Цифровая верфь возводится стремительно, её цеха постепенно заполняются станками. Здесь уже работает отечественный «Енисей» – новый станок для резки металла. С задачей справляется на ура, режет как прямо, так и под углом.
Директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Майзус показал гостям завода и другие новшества будущей цифровой верфи. Крупное и автоматизированное производство судов, где каждый процесс будет цифровизирован. Максимальная механизация и внедрение технологий искусственного интеллекта позволит увеличить точность сборки корабельных деталей.
Развитие производственных мощностей Онежского ССЗ впечатляет! После запуска первым заказом завода был ремонт катера под названием «Енисей». После капитальной реконструкции корпуса и всех механизмов катер отправился в Астрахань, чтобы служить плавучей лоцманской базой. А первый построенный нынешним заводом катер «Крутояр» сейчас работает в Санкт-Петербурге. Еще одно судно из серии, сошедшее со стапелей завода в 2017 году, отправилось бороздить воды Черного моря.
Буксир-толкач «Стальной», построенный в Петербурге по проекту ЗАО «Спецсудопроект», и прошедший ремонт на Онежском ССЗ работает в основном на ВолгоБалте, предназначен для работы в составе баржебуксирного состава с баржами грузоподъемностью 4300 т.
В 2018 году дноуглубительный флот ФГУП «Росморпорт» пополнился двумя построенными на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе грунтоотвозными самоходными шаландами проекта HB600, спроектированными ЗАО «Спецсудопроект».
Шаланда «Трудовая» передана Азово-Черноморскому бассейновому филиалу, «Сильная» – Махачкалинскому филиалу.
Грунтоотвозная шаланда «Трудовая» – головная в серии из 4-х судов, построенных для ФГУП «Росморпорт». Они предназначены для работы в составе земкараванов для транспортировки грунта, извлекаемого земснарядами, к местам выгрузки. Выгрузка производится через днищевые двери. Суда этого проекта имеют корпус, построенный по модульному принципу, а также главную энергетическую установку (ГЭУ) контейнерного типа. Модульный принцип построения корпуса судна позволяет:
иметь упрощенную форму обводов корпуса (сокращение затрат при строительстве);
делать вставку дополнительного отсека (трюма) объемом до 300 м3 (существенная экономия средств при внесении изменений в проект).
Пропульсивный комплекс шаланд состоит из 2-х дизельных агрегатов контейнерного типа, установленных на палубе в кормовой части судна и работающих на подъемные (заваливающиеся) винторулевые колонки (ВРК) с винтами фиксированного шага. Такая компоновка позволяет снизить затраты при эксплуатации ГЭУ, ремонте (замене) механизмов, а также производить осмотр и ремонт ВРК без постановки судна в док.
При строительстве шаланды «Сильная» впервые в России на судне был применен вентильный дизель-генераторный агрегат (ДГ), что позволило отказаться от использования стояночного дизель-генератора. Кроме того, работа вентильного ДГ с переменной частотой вращения позволяет значительно (до 25 %) повысить КПД и экономить ресурс приводных двигателей при работе на долевой нагрузке.
Это все уже реализованные заказы, а такой современный завод нужно загружать заказами. АО «Спецсудопроект» готово реализовать проект грунтоотвозной шаланды проекта HB600 с самораскрывающимся корпусом. Серия шаланд (5-6 штук) от ФГУП «Росморпорт» даст возможность заводу очень оперативно и высокотехнологично обработать 3500-4500 тонн металлоконструкций.
Предприятие испытывает кадровый голод, оно и понятно, специалистов немного, а после закрытия завода (перед этим был закрыт и другой местный судостроительный завод – «Авангард») количество профессионалов в городе стало уменьшаться. Но над кадровым вопросом работают, привлекают рабочих и специалистов из других городов, обеспечивают их общежитиями и прочими смягчающими переезд обстоятельствами. Планируется увеличить число сотрудников вдвое - до 750 человек.
В современных конкурентных условиях на рынке труда необходимо проводить оценку своих рабочих мест с позиции определения их привлекательности для молодежи. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ) — это еще и привлекательность их для молодежи.
Загрузка производственных мощностей технологичными заказами, созданные высокотехнологичные места, привлекательные для молодежи позволят решить кадровый голод позволят решить, как три основных задачи одновременно.