Стране нужен флот


Скачать журнальную версию статьи

За два последних года резко вырос спрос на отечественную продукцию судостроения, что стало следствием геополитической напряженности и беспрецедентных санкций в отношении России. Многие зарубежные рынки фактически закрыты для российских компаний. Крайне остро стоит вопрос с поставками комплектующих. Кроме того, флот год от года стареет, срок службы большого количества судов подходит к своему порогу.

11.jpg

Сегодня Россия нуждается во флоте – и военном, и гражданском. Этот спрос будет стабильно расти. До половины всех требуемых судов приходится на грузовой и пассажирский флот: танкеры, газовозы, контейнеровозы, сухогрузы, рыбопромысловые и пассажирские суда класса река – море. Есть необходимость в строительстве уникальных морских объектов, таких как ледоколы, техника для освоения шельфовых месторождений, вспомогательного флота, надводных и подводных кораблях для ВМФ.

Последние годы ОСК справляется с текущими объемами по гособоронзаказу. Вместе с тем Президент России Владимир Путин ставит задачу укреплять Военно-Морской Флот России, а значит количество заказов по линии Министерства обороны будет в нынешних объемах и больше.

Что касается гражданского сегмента, то здесь ситуация гораздо сложнее. Учитывая потребности заказчиков, общие тренды в мировом судостроении и возрастные пороги существующих судов в каждой категории, Министерством промышленности и торговли подготовлен прогноз заказов до 2035 года. Если за последние десять лет ОСК передала заказчикам около 200 судов, то в следующее десятилетие России необходимо не менее 1700 новых судов.

При сохранении нынешних темпов строительства ОСК не сможет решить государственную задачу по обеспечению страны гражданским флотом. Необходим перезапуск работы всех предприятий корпорации, выход на новый технологический уровень. Только в этом случае, при государственной поддержке, корабелы ОСК построят 1000 судов до 2035 года. Оставшуюся потребность смогут закрыть наши коллеги – другие судостроительные предприятия страны.

В настоящее время не стоит вопрос, где взять заказы, как это было еще недавно. Предприятия корпорации обеспечены заказами, есть планы по их загрузке на годы вперед. Но чтобы справиться с растущим спросом, нужны новые мощности и технологии.

Ключевая задача ОСК – кратно, в два-три раза, увеличить производительность под растущие заказы и стать максимально эффективной. С учетом обстановки в мире эту задачу необходимо решить в очень короткие сроки.

10.jpg

Понятно, что судостроение во многом зависит от смежных базовых отраслей – машиностроения, металлургии, электроники. И здесь отечественной промышленности еще многое предстоит сделать по линии импортозамещения. Кроме того, объективно производственная структура судостроения раза в два-три дороже по капитальным затратам любого машиностроительного предприятия, занимающего аналогичные производственные площади. Эта дороговизна – следствие крайне дорогостоящей гидротехнической инфраструктуры: стапелей, эллингов, сухих и плавучих доков. Сроки окупаемости инвестиций в такие объекты измеряются десятками лет. Будучи головным исполнителем судостроительных контрактов, верфь принимает на себя все риски, в первую очередь связанные с кооперацией. Любой срыв поставок оборудования влечет за собой срыв сроков сдачи продукции и потерю прибыльности. Поэтому предстоит одновременно преодолевать трудности, накопленные внутри корпорации, а также решать системные вопросы, касающиеся всей отрасли.

Что нужно делать? Ответ на этот вопрос дает новая стратегия развития ОСК, определяющая вектор движения по каждому из направлений работы.

Уже в этом году, в рамках стратегии развития ОСК начнется модернизация предприятий корпорации в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Заводы ОСК «Адмиралтейские верфи» и «Красное Сормово» станут первыми предприятиями, на которых в 2025 году начнется масштабная модернизация, которая выведет ОСК на новый технологический уровень судостроения.

В планах - проведение работ по реконструкции глубоководных достроечных набережных, строительство площадок для укрупнения секций в блоки массой до 400 тонн вместо имеющихся сегодня секций/блоков 180 тонн, с возможностью их передачи на специализированные транспортные суда.

На 2025 год запланированы и ремонтные работы: капитальный ремонт крыш цехов, замена фонарей, ремонт производственных корпусов. Будет произведено и техническое перевооружение оборудования, которое необходимо предприятиям для проведения операционно-технической деятельности.

В результате проведенных работ по модернизации планируется сократить стапельный период за счет формирования корпуса судна из более крупных секций и блоков. Безусловно, повысится качество, а также появится возможность изготовления крупногабаритных блоков для потенциальных заказчиков и заводов группы ОСК в рамках проекта «Распределенная верфь». Как следствие, увеличится производительность труда и объемы выпуска продукции.