Дата публикации 22 апреля 2025 | |
Источник
Комерсант |
Интервью помощника Президента России, председателя Морской коллегии Российской Федерации Н.П.Патрушева газете «Коммерсант»
— Как вы оцениваете указ Дональда Трампа о необходимости доминирования США на морях? США готовятся к борьбе за Мировой океан?
— Борьба за Мировой океан на протяжении последних столетий практически не прекращалась. Только после 1991 года наступило небольшое затишье, которое США и их западные партнеры самоуверенно приняли за свою окончательную победу. Действительно, после распада социалистического лагеря на морях и в военном, и в экономическом плане доминировали американцы и европейцы.
Однако коллективный Запад скорее почивал на лаврах, чем шел в ногу со временем. В тех же США судостроение постепенно деградировало, закрывались верфи, не поддерживалось воспроизводство кадрового потенциала, усиливалось технологическое отставание. А вот конкуренты Запада, прежде всего Китай, работали на опережение, хотя и начинали с очень скромных стартовых позиций. В итоге сегодня именно КНР является морской экономической державой номер один в мире, да и в военно-морском плане Пекин уже наступает американцам на пятки. Полагаю, что именно эту ситуацию и хочет исправить администрация Дональда Трампа.
— То есть получается, что морская политика Дональда Трампа носит прежде всего антикитайский характер? России в этом плане не о чем беспокоиться?
— Очевидно, что вызовы и угрозы на морях для России сегодня не просто присутствуют, но во многом усиливаются. Коллективный Запад уже не стесняется открыто говорить о намерениях изгнать оттуда наше судоходство, а озвучиваемые, например, британцами и некоторыми еэсовцами санкционные планы вообще начинают напоминать морскую блокаду. Эти меры будут встречать адекватный и соразмерный отпор с нашей стороны. Если же дипломатические или правовые инструменты не возымеют действие, то безопасность российского судоходства будет готов обеспечить наш ВМФ. Горячим головам в Лондоне или Брюсселе нужно это четко понимать.
— На какие решения Дональда Трампа в морской деятельности вы лично обратили особое внимание?
— В указе «О восстановлении морского господства Америки» провозглашаются задачи по пересмотру финансового обеспечения морской деятельности, повышению конкурентоспособности судов под флагом США и построенных в Америке, восстановлению судостроительной и смежных отраслей промышленности, расширению и укреплению кадрового состава. В этих целях указом предписывается в течение 210 дней разработать «План действий в морской сфере».
Кроме того, в течение 180 дней со дня подписания указа предусмотрена подготовка схемы использования бюджетных средств и частного капитала, который будет направляться на развитие кораблестроения для ВМС США и гражданского судостроения, судоремонтных и логистических мощностей, совершенствования цепочек поставок судового оборудования, на обучение и стимулирование кадров.
Наконец, в течение 90 дней также должна быть проведена инвентаризация всех имеющихся в США государственных программ, связанных с национальной морской деятельностью.
Замечу, что кроме этого указа Дональд Трамп принял целый ряд решений в этой области. Президент США поменял все руководство Федеральной морской комиссии, наделив при этом ее новыми полномочиями. Первые задачи, поставленные перед этим органом, касаются обеспечения преимущества американского торгового флота в первую очередь при проходе через международные каналы и проливы. Кроме того, в составе президентской администрации планируется создание управления по судостроению.
— Планы обширные. Теперь России придется опять догонять Америку?
— Скорее наоборот. В нашей стране под руководством президента Владимира Путина основные меры, направленные на укрепление национального военного и гражданского морского потенциала, были приняты до того, как нынешняя американская администрация взялась за дело. В основе принятых мер лежал глубокий анализ состояния отечественного судостроения, Военно-морского флота, торгового и исследовательского флота, морских и речных перевозок.
Судите сами. В минувшем году создано Управление президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики. В то же время преобразована и наделена новыми полномочиями Морская коллегия Российской Федерации, в состав которой вошли профильные советы — по стратегическому развитию ВМФ, по обеспечению и развитию морской деятельности, защите национальных интересов в Арктике, научно-экспертный совет. Сейчас по поручению президента формируется Межведомственная комиссия по вопросам развития морской хозяйственной деятельности и обеспечения безопасности судоходства в Мировом океане. Ведется разработка федерального закона о судостроении, который станет базисом для целостной системы нормативного правового регулирования этой отрасли. Завершается работа над стратегией развития ВМФ, готовится еще целый ряд аналогичных документов, касающихся, например, развития корабельного состава органов ФСБ, в других странах это называется береговой охраной. Разрабатываются новые программы кораблестроения.
При этом Морская коллегия России реализует комплексный подход и долгосрочное планирование развития судостроительной промышленности как высокотехнологичной отрасли, имеющей длительный технологический цикл. Поэтому мы добиваемся, чтобы разрабатываемые документы в сфере морской деятельности были синхронизированы между собой и учитывали горизонт планирования до 2050 года.
— Совсем недавно Владимир Путин провел совещание по вопросам развития ВМФ. Какие здесь стратегические приоритеты у России? Российские и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что наш флот наряду с китайским является вторым по мощи в мире после ВМС США. Будем пытаться обогнать?
— На данный момент развитие ВМФ России в количественном и качественном отношении идет ровно по той траектории, которая максимально соответствует приоритетам национальной безопасности. Реализуется масштабная программа модернизации флота, ведется разработка и внедрение самых современных, прорывных технологий. Например, отдельное внимание уделяется созданию безэкипажных катеров, беспилотных авиационных систем корабельного базирования и морских робототехнических комплексов, оттачиванию тактики их применения и действий совместно с основными силами флота. Президент подчеркнул все эти аспекты в ходе совещания.
В итоге у нашей страны сегодня уже имеется и продолжает развиваться мощный, современный и сбалансированный ВМФ, который способен дать адекватный ответ на любые вызовы и угрозы безопасности России в Мировом океане, как у наших берегов, так и в его отдаленных районах.
— Дело идет к гонке вооружений на море?
— У нас нет планов ввязываться в гонку военно-морских вооружений. В то же время следует отметить, что между США и Китаем сегодня идет усиленная конкуренция в военно-морской сфере. В любом случае принятые Пекином планы и программы кораблестроения значительно масштабнее американских. Что касается нашего флота, по своей совокупной мощи ВМФ России — один из сильнейших в мире, а наши моряки всегда доказывали, что отлично воюют не числом, а умением.
— Помимо военного есть еще и гражданский компонент морского потенциала государства. Насколько я могу судить, здесь Россия находится в более сложном положении. По количеству торговых судов, судостроительных, судоремонтных мощностей и другим важным показателям нам пока еще есть куда развиваться…
— Следует признать, что проблем в области гражданской морской деятельности накопилось немало и решать их предстоит еще не один год. Если в ВМФ многое удалось сохранить и преумножить, в гражданском судостроении и судоремонте долгое время существовала иллюзия, будто все можно дешевле и проще заказывать за рубежом. На российских заказах в некоторых странах неплохо выросли целые судостроительные сегменты, а теперь на фоне санкций они стали отказывать в заказах российским судовладельцам.
Поэтому сегодня Россия работает над созданием суверенного и импортонезависимого судостроения. Руководством страны принимаются меры организационного и финансового характера для развития гражданского сектора судоходства.
— А вообще есть кому строить эти суда сегодня в России? Ведь в 1990-е был потерян не только промышленный, но и кадровый потенциал.
— Начнем с того, что к настоящему моменту удалось возродить престиж профессии судостроителя. Спрос на этих специалистов высок как никогда и продолжает расти. Конечно, пока что их не хватает. Потребность российского судостроения в инженерах в разы превышает количество выпускаемых специалистов.
Здесь нам многое еще предстоит сделать, причем как в сфере высшего, так и среднего профессионального образования. Необходимо перестроить деятельность по подготовке профессионалов для нового технологического уклада. Современный рабочий должен уметь справляться не только с гаечным ключом, но и со сложнейшей аппаратурой на компьютеризированном цифровом производстве. Справедливости ради стоит отметить, что в сфере морского образования многое меняется. Не так давно я посещал в Санкт-Петербурге два вуза, которые готовят кадры для судостроения, а также морского и речного транспорта, и заметил, с каким воодушевлением осваивают профессию студенты. Активно обновляется учебная база, появляются научно-производственные лаборатории, современные тренажеры, которые позволяют готовить профессионалов мирового уровня.
В условиях острой нехватки кадров судостроительные заводы стали использовать возможности профильных научно-производственных рот. Служба в армии для парней, обладающих самыми востребованными знаниями и умениями, проходит на предприятии, где они раньше и трудились. Такие подразделения уже действуют на заводах «Севмаш» в Архангельской области, «Янтарь» в Калининграде и «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Полагаю целесообразным подумать о появлении дополнительных научных рот в судостроительной отрасли.
— Можно ли сказать, что российская морская наука сегодня развивается на уровне с мировой? Соперничество в Мировом океане сегодня во многом является борьбой умов, и уже упомянутые в нашей беседе успехи Китая объясняются не в последнюю очередь отличным качеством научных кадров, обеспечивающих китайское судостроение и морскую политику в целом.
— Вы правы, сегодня наука является важнейшим элементом морской мощи страны. Российские ученые доказали, что они могут создавать настоящие шедевры, не имеющие равных в мире. Прекрасный пример — плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», которая смогла произвести 1 млрд кВт•ч электроэнергии. Это уникальное достижение, в мире такого попросту нет. Станция работает уже пять лет, она доказала свою надежность и эффективность, два ее реактора не так давно прошли дозаправку.
Разумеется, проблем тоже немало. Невнимательное отношение к состоянию научно-исследовательского флота привело к его устареванию и сокращению до критического минимума. Средний возраст научных судов составляет около 34 лет, их износ превышает 80%. Правительству даны поручения выработать дополнительные меры, направленные на создание благоприятных условий для проведения морских научных исследований, повышение конкурентоспособности арктической науки, организацию строительства научно-исследовательского флота.
Наконец, сейчас мы готовим без преувеличения историческое решение об образовании национального исследовательского центра судостроения им. академика А. Н. Крылова. Подобные центры есть у целого ряда стратегических отраслей промышленности, а у судостроения раньше ничего подобного не было. Он будет создан на базе Крыловского центра, являющегося одной из крупнейших организаций в области кораблестроения и проектирования судов. Образование НИЦ им. А. Н. Крылова обеспечит интеграцию исследовательского, конструкторского, технологического и кадрового потенциала в единой научно-исследовательской структуре, а также повысит координацию и эффективность управления научными исследованиями в сфере кораблестроения и гражданского судостроения.
— Не могу в связи с указом Дональда Трампа не спросить об Арктике. В планах США — в том числе и развитие арктических морских коммуникаций. Не вступят ли их намерения в регионе в противоречия с российскими?
— Мы к этому готовы, хотя и исходим из того, что международное право, в том числе сложившаяся в Арктике историческая практика, полностью гарантирует российский суверенитет в регионе, в том числе над трассой Северного морского пути. Эта магистраль является одной из самых перспективных транспортных артерий в мире, и стратегическое решение развивать ее полностью себя оправдало.
Позиции России в Арктике сегодня очень сильны, и по многим аспектам у нас имеется такой задел, которого и близко нет ни у кого в мире. Взять хотя бы уникальный ледокольный флот. На состоявшемся недавно в Мурманске международном Арктическом форуме активно обсуждался комплексный проект развития Арктической зоны и Северного морского пути. Сегодня мы уже говорим о СМП не как об отдельной национальной транспортной коммуникации, а как о составной части Трансарктического транспортного коридора, связывающего Запад и Восток.
Опыт реализации проектов в Арктике показывает, что их запуск и выход на проектную мощность требует значительного времени и ресурсов. Поэтому необходим переход к долгосрочному планированию на 20–30 лет, например, до 2050 года.
Кстати говоря, сегодня видим и предпосылки к возобновлению международного сотрудничества в Арктике. Нормальное взаимодействие в деле развития Арктики еще первой администрацией Дональда Трампа рассматривалось как перспективное направление развития диалога Москвы и Вашингтона. Не исключено, что и на сей раз США обратят внимание на этот регион и проявят интерес к совместному решению накопившихся там задач. А их немало — укрепление атмосферы доверия, экономические проекты, развитие транспортного потенциала, защита экосистем и многое другое.
— Вы сказали об атмосфере доверия между Россией и США. А как вы считаете, ее вообще сейчас можно восстановить? И как это можно сделать?
— Делать это можно и нужно. Россия и США как великие державы исторически несут особую ответственность за судьбы мира. И опыт прошлых десятилетий или даже столетий показывает, что в наиболее непростые, кризисные моменты нашим странам всегда удавалось преодолеть разногласия. Думаю, что сегодня первым шагом могло бы стать именно совместное обращение к этому историческому опыту, который мог бы послужить символической основой для перезапуска российско-американского диалога.
— Вспомнить встречу на Эльбе 25 апреля 1945 года?
— И ее тоже, хотя эпизодов тут гораздо больше. Арктические конвои, ленд-лиз — все это прекрасные примеры того, как Россия и США умеют сотрудничать, несмотря на разногласия. Но можно вспомнить и менее известные примеры. На мой взгляд, великолепной, однако незаслуженно забытой страницей российско-американской истории является Североамериканская экспедиция российского флота 1863 года. Это ведь был критический момент истории США — страна была погружена в хаос Гражданской войны, имелась реальная угроза ее территориального распада, а британцы и французы вынашивали планы интервенции на американский континент. И именно Российская Империя приняла решение поддержать Вашингтон и легитимное правительство Авраама Линкольна, направив к обеим побережьям США две мощные эскадры.
Этот шаг был встречен с огромным воодушевлением и американской элитой, и простыми гражданами, ведь Россия оказалась чуть ли не единственной из великих держав, которая поддержала Америку в этот тяжелейший момент. Русских моряков принимали в Белом доме, устраивали парады в их честь, а американский морской министр в своем дневнике записал «Господи, благослови русских». Думаю, подобные эпизоды совместной истории сегодня нужно заново вспомнить, изучить и даже подумать об их увековечивании.