СевМорПуть - 500! Искусство, которое не растает


Скачать журнальную версию статьи

26 марта 2025 года на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» был объявлен старт культурно-просветительскому проекту «Великий Северный поход. Арктика как искусство», приуроченному к 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути.

«Важно сделать все необходимое для сохранения исторической памяти о российских ученых, исследователях, первооткрывателях, благодаря которым Россия обладает уникальной морской транспортной магистралью в Арктике. И сегодня мы даём старт международному культурно-просветительскому проекту «Великий Северный поход. Арктика как искусство». Уверен, что его реализация будет способствовать популяризации российских достижений покорения арктических широт, сохранению отечественных традиций и истории освоения Заполярья, а также успешной реализации национальных проектов в регионах», — отметил Николай Патрушев, помощник президента РФ и председатель Морской коллегии, возглавивший организационный комитет по подготовке юбилейной программы.

Главная миссия проекта — продемонстрировать через язык искусства историческое значение Арктики и Северного морского пути в формировании российской государственности, объединении территорий и укреплении национального единства, а также подчеркнуть, что все великие достижения, связанные с освоением Арктики, были достигнуты благодаря отважным людям. Именно они совершали важные географические открытия, основывали города, развивали промышленность и прокладывали путь к той Арктике, которую мы знаем сегодня. Это не просто культурная инициатива, а тонкий инструмент межрегиональной и международной коммуникации, призванный вызвать интерес к арктическому наследию как неотъемлемой части российской истории.

Символом проекта «Великий Северный поход. Арктика как искусство» стала бронзовая статуэтка «Севморпуть–500», созданная народным художником России Андреем Ковальчуком. В композиции запечатлен образ русского дипломата Дмитрия Герасимова и новейший отечественный универсальный атомный ледокол проекта 22220.

В небольшой скульптурной композиции скрыта великая история.

Проект морского пути из Европы в Китай появился в обстановке оживления торговых и политических связей Руси со странами Востока.

В 1525 г. посол царя Василия III Дмитрий Герасимов (русский книжник, дипломат, переводчик, учёный и богослов) в одной из бесед с итальянским историком Пауло Джиовио высказал передовую мысль о возможности достижения Китая северным морским путем. Дмитрий Герасимов лично знал условия мореплавания на Севере. Его проект строился с учетом опыта арктического мореходства, которым к этому времени располагала Москва. В подтверждении своих слов, он показал Джиовио чертеж севера России, который дошел до нас в незначительной переделке итальянского картографа и гравера Баттиста Агнезе. Чертеж Дмитрия Герасимова считается сейчас самой древней картой Северного Ледовитого океана.

10.jpg

По дошедшим до нас сведениям, по северным морям поморы тогда ходили на кочах – деревянных судах, имеющих яйцеобразную форму. Льды при сжатии выталкивали судно, и оно своим весом проламывало льды.

Дмитрий Герасимов в скульптурной композиции – собирательный образ русского человека. Он держит коч на ладони и устремляет свой взгляд в века. Модель судна была восстановлена благодаря археологическим экспедициям наших ученых и исследователей в Мангазею.

С появлением проекта Герасимова началась история воплощения в жизнь, тогда недостижимой мечты русских людей достичь восточных стран Северо-восточным проходом, через Север России.

Сегодня, благодаря передовым технологическим достижениям Россия вступила в XXI арктический век, когда мечта воплотилась в жизнь. Наша страна решает задачи национального присутствия в Арктике и обеспечивает свою независимость в торговом мореплавании, создавая, тем самым, надежную основу для будущего России.

В составе ледокольного флота России, оператором которого является предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот», находится восемь атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал», «Таймыр», универсальный атомный ледокол (УАЛ) «Арктика» (проект 22220), универсальный атомный ледокол (УАЛ) «Сибирь» (проект 22220), УАЛ «Урал» (проект 22220), УАЛ «Якутия» (проект 22220).

В стадии строительства находятся еще три УАЛ и головной ледокол «Россия» (проект 10510) мощностью 120 МВт.

План развития СМП до 2035 года предусматривает создание необходимой инфраструктуры: от строительства ледокольных, гидрографических и спасательных судов до создания портов и цифровых сервисов для повышения эффективности навигации.

В регионах Арктической зоны и Дальнего Востока планируется проведение выставочных экспозиций в региональных художественных музеях, уличных планшетных выставок, обширная деловая и конкурсная программа.

Выставочные экспозиции будут освещать обстоятельства и достижения региона по исследованию и освоению Арктики, характеризовать вклад региона в создание и развитие Севморпути, включая богатый исторический и археологический материал, отражать этнокультурное наследие народов Севера, представлять художественные произведения – от исторических полотен до предметов искусства, созданных в рамках Проекта.

11.jpg

Пленэрная живопись северных регионов зародилась в начале XIX века, когда художники в составе полярных экспедиций стремились досконально передать в своих работах характер новых увиденных мест, их работы служили иллюстративным дополнением к картам. Северные пленэры подарили нам художников Арктики, среди них - Александр Алексеевич Борисов (1866-1934), Писахов Степан Григорьевич (1879-1960), Николай Васильевич Пинегин (1883-1940), Рубан Игорь Павлович (1912-1996) и многие другие.

Один из замыслов проекта – возродить культуру северных пленэров. Художники-пленэристы со всей России прошли конкурсный отбор для участия в тематической программе в городах Арктической зоны и Дальнего Востока в юбилейный год Северного морского пути. Они отправились в творческие экспедиции, чтобы собственными глазами увидеть природу и быт Заполярья, запечатлеть на холстах его атмосферу, архитектуру и памятные места, а также промышленные объекты и портовую инфрастурктуру. Первые этапы прошли в Мурманске и Архангельске, где итоговые выставки в областных художественных музеях собрали сотни зрителей и стали важным событием в культурной жизни регионов. Следующая экспедиция художников-плэнеристов состоится в Ямало-Ненецком автономном округе, на территории которого находилась «златокипящая» Мангазея.

Конкурсная программа проекта охватывает не только живопись, но и графику, цифровое искусство, кино и анимацию. К участию приглашаются художники, сценаристы и видеографы всех возрастов и разного уровня мастерства, желающие поделиться своим взглядом на арктическое наследие. Оценивать работы будет экспертное жюри, в состав которого войдут известные деятели искусства, культуры.

Для участников открытых конкурсов синопсисов и видеоработ на тему «Прошлое, настоящее и будущее Северного морского пути: связь времен и поколений» в регионах пройдут открытые мастер-классы от профессионалов киноиндустрии по их созданию, будут организованы показы и обсуждения созданных произведений в творческой лаборатории «Арктика в фокусе».

В августе 2025 года совместно с Национальным парком «Русская Арктика» и Арктическим музейно-выставочным центром планируется открытие самого северного в мире музея в Бухте Тихой. В нём разместятся образцы советской техники (самолёт полярной авиации Ш-2 или У-2), предметы по истории полярной станции Бухта Тихая и истории освоения архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ).

История освоения ЗФИ – это история архипелага как плацдарма к прыжку на Северный полюс. Единственной страной, которой в полной мере удалось воплотить это в жизнь, был СССР, высадивший дрейфующую станцию «Северный полюс» и организовавший в том же 1937 году трансполярные перелёты Чкалова – Громова. При этом, СССР создал самую разветвленную сеть научных стационаров в Арктике. Таким образом, центральной идеей музейного комплекса в ангаре станет история покорения Северного полюса и история советского этапа освоения Арктики.

С 2017 года Центр ведет реконструкцию папанинского самолетного ангара с восстановлением его облика по состоянию на 30-е гг., в котором и планируется открытие музея.

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне совместно с фондом «Международный центр северных конвоев» планируется проведение памятных мероприятий, посвященных героическим страницам самых опасных маршрутов помощи Советскому Союзу, погибшим 3,5 тысячи моряков, навсегда оставшихся в суровых арктических водах, ледоколам сопровождавшим грузовые суда и спасшим миллионы жизней.

В ноябре 1970 г. страна следила за ходом первого экспериментального рейса дизель-электрохода «Гижига» в сопровождении атомных ледоколов, в т.ч. ледокола «Ленин» по Северному морскому пути из Архангельска в Дудинку. Этот рейс положил начало продленной навигации морских судов на Таймыр, поскольку ранее никто не добирался в Дудинку водным путем в конце календарного года. Особо экстремальные условия прохождения рейса (температура воздуха ниже 45 градусов Цельсия, штормовой ветер, достигайший 27 м/с, наступление полярной ночи) положительно повлияли на заключение экспертов из многих министерств, их выводы были более чем оптимистичны. Помимо успешного хода во льдах Арктики и Енисейского залива, это событие дало необходимый практический материал для дальнейшего удлинения навигационного периода.

Залогом успеха стало продолжение строительства серийных атомных ледоколов типа «Арктика» (проект 10520). В 1971 г. Кучиев Ю.С. был назначен капитаном на строящийся атомный ледокол «Арктика», который 17 августа 1977 года под его командованием, преодолев многолетние дрейфующие льды, стал первым в истории надводным кораблем, достигшим Северного полюса. По своей значимости указанное событие приравнивается к первому полету человека в космос и является героическим достижением Ю.С. Кучиева.

В юбилейный год запланированы торжественные мероприятия присвоения фамилии легендарного полярного капитана Кучиева Ю.С. безымянному мысу на юго-западном побережье острова Большевик арктического архипелага Северная Земля.

В рамках Проекта подготовлена также детская программа «Хочу в Арктику!». Её участниками станут дети из всех регионов России, принявшие участие в творческом конкурсе. Для победы участники конкурсного отбора представили свои видеоработы и мотивационные письма, в которых они рассказали о том, почему они хотели бы связать свою жизнь с Арктикой. Программа направлена на погружение в атмосферу Заполярья, знакомство с историей, культурой, природой и современными достижениями в освоении Арктики, а также на развитие творческого потенциала детей.

Для участников будет организована специальная интерактивная площадка, включающая автобус-музей с образовательными панно, медиа-экранами, тач-столом и VR-гарнитурой. Благодаря им дети смогут погрузиться в мир Арктики, узнать о ключевых исторических событиях, культуре и быте коренных народов Севера, а также о современной инфраструктуре Северного морского пути. А еще они смогут побывать в настоящем чуме, посетить мастер-классы и встретиться с известными людьми, живущими и работающими в Арктике.

Основной темой программы станет «Ледокол времени», совершив увлекательное путешествие, на котором, дети познакомятся с важными этапами освоения Арктики. Через игры, творчество и общение юные участники программы станут настоящими исследователями Заполярья, побывают в разных эпохах 500-летней истории открытий.

Детский этап проекта «Великий Северный поход: Арктика как искусство» – важный шаг на пути воспитания нового поколения, которое будет бережно относиться к природе Арктики и продолжать ее освоение с уважением к традициям и инновациями в духе времени.

Каждый участник будет награждён сувенирной продукцией с символикой программы и сертификатом о ее прохождении. Победители итоговой викторины и отдельных мероприятий получат памятные подарки и грамоты.

Открытие итоговой художественно-просветительской выставки-форума «Северный морской путь. Русские. Арктика. Сотворение кистью» запланировано в Москве в конце 2025 года.

В условиях глобальных климатических, политических и технологических трансформаций проект должен стать мощным инструментом «мягкой силы», формируя у молодого поколения граждан России уважение к истории и любовь к родной земле. Для успешного освоения арктических регионов сегодня недостаточно технологий и ресурсов – необходимо чувство сопричастности к духовным ценностям и традициям. Только так, и никак иначе, мы сможем заложить основы для будущего устойчивого процветания нашей страны.

Инвестиции в культуру, науку и образование должны стать неотъемлемой частью стратегии развития арктических регионов, обеспечивая их устойчивое будущее, ведь именно культура и история играют стратегическую роль в формировании сознания тех, кто принимает решения о судьбе Арктики. Когда мы говорим о человеческом ресурсе в Арктике, мы имеем в виду не только коренные народы, но и тех, кто приезжает в регион для работы, исследований и творчества. Это ученые, инженеры, художники, педагоги и многие другие, кто вносит свой вклад в развитие Севера. Только через внимание к людям и их потребностям можно сделать Арктику не просто территорией ресурсов, а местом, где хочется жить, работать и творить.