Дата публикации 22 августа 2025 | |
Источник
Морское Информационное Агентство |
Арктика — уникальный регион, играющий ключевую роль в глобальной экологии, экономике, политике и науке, имеющий значительные запасы углеводородов и большой транспортный потенциал.
У России самая протяженная береговая линия в Арктике, поэтому обеспечение национальной и навигационной безопасности, осуществление навигации и расширение хозяйственной деятельности, контроль Северного морского пути– стратегический приоритет Российской Федерации.
Безопасное и устойчивое судоходство в суровых арктических широтах требует проработанных, надёжных инженерных решений и внедрения передовых технологий, как при строительстве, так и при проектировании таких судов.
Конструкторское бюро ОСК «Вымпел», которое в этом году отмечает 95-летие, является одной из немногих проектных организаций, осуществляющих разработку полного цикла не только судов арктического и ледового плавания, но и ледоколов. За свою длительную историю конструкторское бюро ОСК «Вымпел» спроектировало множество различных типов судов, стояло у первоистоков скеговых судов на воздушной подушке, а сейчас, помимо ледоколов и газовозов, занимается пассажирскими судами, например, роскошным круизным лайнером «Карелия», спуск которого был осуществлён этим летом.
«Вымпел» является кузницей инновационных решений для гражданской и оборонной промышленности, предлагая уникальные технические решения.
Предлагаем читателям рассмотреть некоторые, наиболее известные реализованные проекты конструкторского бюро ОСК «Вымпел».
Ледостойкая дрейфующая платформа проекта 00903 (ЛСП)
Вершиной трудовой деятельности, безусловно, является научно-исследовательская дрейфующая платформа «Северный полюс», построенная на предприятии ОСК «Адмиралтейские верфи» - предмет гордости всего коллектива КБ «Вымпел». Это обусловлено тем, что суда подобного типа – эксклюзивные, уникальные изделия, которые в мире можно перечислить по пальцам.
Как и Советский Союз, Российская Федерация регулярно проводит исследования арктических регионов планеты. Ранее, до появления ледостойкой платформы пр. 00903 «Северный полюс», исследователям приходилось производить высадку на ледовые массивы и дрейфовать на них.
Ледостойкая дрейфующая платформа проекта 00903
Сами исследования проводились в экстремальных условиях: существовал постоянный риск разрушения льда, который мог привести к потере не только научного оборудования, но и жилого лагеря, перепады температур, повышенная влажность, штормовые ветра, риск встречи с хищниками (белыми медведями), а также бытовые лишения. Все это сказывалось, в том числе, на психологическом и физическом состоянии людей. Создание ледостойкой платформы нивелировало данные факторы. Отныне исследователи с помощью ледокола заходят во льды, после чего происходит вмораживание и дрейф на борту «Северного полюса», а в полевых условиях развернут лишь лагерь для забора проб.
На борту 86-ти метрового судна для экипажа и научного персонала имеются все необходимые условия: климат-контроль, одноместные блок-каюты, удобная компоновка помещений, наличие зон отдыха. Закрытые палубы позволили объединить жилые каюты, лаборатории и зоны отдыха в единый комплекс. Это позволяет перемещаться без потери времени на экипировку, а также создает стабильные условия для чувствительного оборудования. Под вертолетной площадкой имеется большой ангар, в котором размещается оборудование ледового городка, техника для работы на льду (вездеход Трэкол, тракторы, снегоходы и прочее). Отныне российские исследователи не подвержены риску нападения белых медведей или внезапного разрушения льдов и необходимости экстренной эвакуации экспедиции, что особенно актуально в связи с таяньем льдов. Все эти условия позволяют более глубоко подойти к исследованию арктического региона.
Невозможно переоценить значимость Арктики для планеты и нашей Родины.
Например, для прогнозирования изменений климата, а также для прогнозирования навигации по Северному морскому пути, необходимо постоянно получать информацию о процессах, которые происходят во льдах. Для этого в настоящее время возобновлена деятельность отечественных полярных дрейфующих экспедиций, но уже на борту ЛСП «Северный полюс» в принципиально новом формате.
Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903 — уникальная плавучая обсерватория, способная до двух лет автономно дрейфовать в высоких широтах Северного Ледовитого океана, проводя океанографические, акустические, геофизические, геологические и другие исследования.
Метеорологическая лаборатория ежедневно фиксирует изменения в атмосфере — от температуры и влажности до силы ветра и атмосферного давления. Одновременно океанографы исследуют воды Северного Ледовитого океана, измеряя солёность, температуру и течения на разных глубинах. Их работа показывает, как таяние льдов меняет состав воды и какие последствия будут для морских экосистем и климата в целом. Эти процессы напрямую связаны с исследованиями ледового покрова, которыми занимается гляциологическая лаборатория. Учёные анализируют структуру, возраст и динамику льда, чтобы понять, как быстро он разрушается и как это влияет на уровень Мирового океана. Наряду с этим учеными проводятся исследования по изучению свойств льда.
ЛСП «Северный полюс» уже дважды была участником полярных дрейфующих экспедиций. В апреле 2024 завершена экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41), длившаяся с октября 2022 года.
В настоящий момент ЛСП ушло во вторую экспедицию – «Северный полюс-42» (СП-42). За период работы этих экспедиций учёными были сделаны важные выводы, одним из самых тревожных стало подтверждение ускоренного таяния арктических льдов. Данные, собранные СП-41 в 2023-2024 годах, показали рекордное уменьшение толщины многолетнего льда - в некоторых районах она сократилась до 1,5 метров, тогда как в 2000-х годах составляла 3-4 метра.
Каждое открытие, сделанное на ЛСП — это не только труд учёных, но и триумф инженерной мысли.
Благодаря уникальным возможностям ЛСП «Северный Полюс» российская наука получила стабильность, безопасность и продлила время для исследований в самом сердце Северного Ледовитого океана.
Отрадно, что именно нашей организации доверили проектирование столь сложного объекта. Однако высокое доверие коллектив КБ «Вымпел» получил заслуженно – такому решению предшествовало строительство хорошо себя зарекомендовавших ледоколов по нескольким нашим проектам.
Ледокол мощностью 18 МВт. Проект 21900М
Конструкторское бюро ОСК «Вымпел» произвело существенную переработку ледокола проекта 21900, и по разработанной документации было впоследствии построено на Выборгском судостроительном заводе ОСК три морских ледокола проекта 21900М «Мурманск», «Новороссийск», «Владивосток». Ледоколы предназначены для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов, буксировки судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях, для выполнения работ по оказанию помощи судам, терпящим бедствие в ледовых условиях и на чистой воде, перевозки контейнеров на открытой части верхней палубы, включая рефконтейнеры, а также других палубных грузов.
Ледокол мощностью 18 МВт. Проект 21900М
Это современные 120 метровые и высоко автоматизированные суда, успешно работающие в периоды зимней навигации. Применение двух полноповоротных винторулевых колонок существенно повысило столь требуемую для ледоколов манёвренность, благодаря чему стала возможна безопасная околка льда в непосредственной близости от судна, чего невозможно достичь ледоколам с классическими гребными винтами.
Следует отметить высокие эксплуатационные возможности ледокола и дополнительные возможности новых ледоколов.
Морские ледоколы проекта 21900М предназначены для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов, буксировки судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях для выполнения работ по оказанию помощи судам, терпящим бедствие в ледовых условиях и на чистой воде. Эти современные высокоавтоматизированные суда класса Icereaker 6 с мощностью на валах 18МВт в настоящее время успешно работают на Балтике, в Карском море и на Дальнем Востоке. Применение двух полноповоротных винторулевых колонок существенно повысило столь требуемую для ледоколов манёвренность.
Надо отметить, что на ледоколах имеются взлетно-посадочные площадки для вертолёта, а также возможности для тушения пожаров на иных судах.
Портовый ледокол «Обь». Проект 30044
Сотрудничество с Выборгским судостроительным заводом ОСК было продолжено при работе с ледоколом 30044 «Обь».
Технический проект судна был выполнен финской компанией Aker Arctic, рабочую документацию и техническое сопровождение строительства осуществляло конструкторское бюро ОСК «Вымпел».
Дизель-электрический ледокол проекта 22600 «Виктор Черномырдин»
Дизель-электрический портовый ледокол «Обь» класса Icebreaker 7 предназначен для ледокольного обеспечения крупнотоннажных транспортных судов при их маневрировании и швартовных операциях в любых ледовых условиях, а также для поддержания судоходства в порту в зимнее время. Главной особенностью проекта является то, что на ледоколе применены сразу 4 ВРК – 2 в корме и 2 в носу. Таким образом, была реализована исключительная маневренность судна, а также высокая тяга при ограниченных размерах, что очень важно для портового ледокола.
Судно было построено в 2019 году и с тех пор успешно эксплуатируется в акватории порта Сабетта.
Дизель-электрический ледокол проекта 22600 «Виктор Черномырдин»
Этот огромный ледокол первоначально проектировался сторонними организациями и был заложен в 2012 году на Балтийском заводе ОСК. КБ «Вымпел» впоследствии было привлечено для проведения экспертизы и переработки проекта. Ледокол был построен и сдан заказчику в 2020 году и с тех пор находится в эксплуатации.
В настоящий момент ледокол «Виктор Черномырдин», имеющий длину 142 и ширину 29 метров и водоизмещение более 22 тыс. тонн, является самым большим дизель-электрическим ледоколом в мире, уступая только атомным судам.
Портовый ледокол «Обь». Проект 30044
Судно имеет необычный движительно-рулевой комплекс из центрального гребного вала, на который передается мощность 10МВт и двух ВРК мощностью 7,5МВт каждая. Ледовый класс Icebreaker8 позволяет непрерывное движение в ледяных полях толщиной до 2 метров и выполнения задач при ледовом покрове до 3 метров.
Ледокол «Виктор Черномырдин» успешно прошел испытания в экстремальных условиях Карского моря в мае 2022 года, преодолев 5,5 тысячи морских миль за месяц. В ходе испытаний судно продемонстрировало исключительную ледопроходимость, способность развивать скорость до 17,8 узлов на открытой воде и обеспечивать автономную работу на протяжении 60 суток.
Заключение
Ледоколы и арктические суда конструкторского бюро ОСК «Вымпел» – максимально насыщенные оборудованием, технически сложные, уникальные суда. Их проектирование под силу лишь высококвалифицированным крупным компаниям, а строительство – высокой кооперации и освоения производством новых образцов оборудования и материалов.
Отечественные суда арктического плавания и ледоколы – один из символов высоких достижений России в области науки, проектирования и строительства.
Следует отметить, что пул стран, способных самостоятельно создавать ледокольный флот – от проектирования до строительства – невелик, а Россия сегодня занимает безусловно лидирующие позиции в данной сфере.
Наши специалисты вносят существенный вклад в создание и развитие ледокольного флота страны. Конструкторское бюро ОСК «Вымпел» – ключевой участник стратегически важных государственных инициатив, направленных на освоение Арктики, укрепление обороноспособности и экономического потенциала России - играет значительную роль в реализации масштабных федеральных программ, обеспечивая технологический прорыв в суровых арктических условиях.
В своей работе мы нацелены, чтобы «Вымпел», отмечающий в этом году 95-летие, и во втором столетии существования компании обеспечивал Отечество надёжным, совершенным флотом!