МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ ФАШИЗМА


Скачать журнальную версию статьи

Н.А. Махутов, Член-корреспондент АН СССР - РАН, председатель Международного союза бывших малолетних узников фашизма

Детство, потерянное в войне

Наша страна и весь мир в 2025 году отметили 80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. над фашизмом и нацизмом. Война и Победа, бывшие тогда для миллионов советских людей периодом подвига и трагедий, стали историей. В этой истории тогда были свои творцы, свои свидетели, а потом появились целые поколения не только интерпретаторов истории, но и её теперешних фальсификаторов.

Среди творцов и свидетелей истории самой кровопролитной войны человечества были две основные группы:

- воины Красной Армии и труженики тыла, ковавшие Победу;

- жертвы фашистских жестоких преступлений против мирных жителей на оккупированных территориях нашей страны, Европы и Германии.

Среди этих жертв особое место занимают малолетние узники фашистских концлагерей, гетто, тюрем, маршевых колонн и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками.

10.jpg

Фашистское нашествие

Впервые в мировой истории Гитлер, вермахт, СС, СД, наука, образование, медицина, промышленность, сельское хозяйство сделали безвинных и беззащитных советских детей объектом и целью войны. Детей расстреливали, сжигали, топили, морили голодом и рабским трудом, из них выкачивали кровь для раненых фашистских солдат, на них проводили псевдомедицинские эксперименты, их онемечивали, лишая родины и родных. Нам очень тяжело вспоминать то время. У каждого ребенка, из миллионов прошедших через фашистскую неволю, была своя судьба и своя история. И все они сложились в единую историю потерянного детства и потерянных детских жизней. У всех малолетних узников фашизма были только две дороги – умереть или вопреки всему выжить. Выжить нужно было для того, чтобы не забыть, не простить бесчеловечности и зверств фашистских палачей, чтобы предупредить новые поколения об опасности возрождения неофашизма и неонацизма.

Годы и события войны

В конце лета – начале осени 1941 года после отступления Красной Армии фашистские войска вошли на мою малую родину – село Чаянка Брасовского района Орловской (теперь Брянской) области. Уже в первые часы нашествия, когда мы, дети, бросились смотреть на движущиеся танки, которые мы по ошибке считали нашими, налетели немецкие самолеты, раздались пулеметные очереди и часть детей погибла. Это была первая детская кровь и первые слезы наших матерей.

А потом, до августа 1943 г., мы узнали, что такое оккупация, действия полицаев, уничтожение карательными дивизиями шести тысяч членов семей партизан, коммунистов. Это творилось в тюремных застенках, в некогда знаменитой царской конюшне и у огромного рва на территории кладбища. Руководил карательной дивизией т.н. Локотской республики наш земляк, предатель и преступник Каминский, дослужившийся до звания генерала СС.

11.jpg

Детские страдания

После разгрома фашистских полчищ у Сталинграда и победного сражения на Курской дуге началось их отступление. В августе 1943 г. наша семья (моя мама, старший брат, младшая сестра и я) вместе с другими семьями из нашего района оказалась в маршевых колоннах заложников, прикрывающих с двух сторон немецкие отступающие танки, бронемашины, войска. С августа до начала октября 1943 г. мы прошли пешком по жарким, пыльным, дождевым и грязным дорогам Брянской и Смоленской областей. Это почти 600 километров. Непрерывные налеты советской авиации, партизанские засады, бомбы, взрывы были постоянными спутниками. В этих случаях фашистские конвоиры и полицаи не давали нам разбегаться и укрываться - они гнали детей и женщин на партизанские мины. Погибавшие от отсутствия воды и пищи, расстрелов, взрывов оставались на нашем долгом пути.

После стабилизации фронта осенью 1943 г. мы стали не нужны фашистам. И тогда в Белоруссии, под Лепелем, был создан концлагерь для нас. На краю леса часть территории была обнесена колючей проволокой, установлены охранные вышки с пулеметчиками. Здесь не было привычных концлагерных бараков. Люди создавали укрытия из упавших деревьев, кустов, елового лапника. Наступившие холода и голод уносили жизнь. Умершие и замерзшие люди были везде на территории. В конце декабря 1943 г. партизаны ночью совершили налет на военный склад у Лепеля. Почти вся охрана лагеря была снята и отправлена в зону взрыва. Партизаны перерезали колючую проволоку и приказали нам разбегаться.

Мы долго бродили по лесным тропкам, спасаясь от карателей. Это были очень тяжелые времена. Среди белорусского населения немцы распустили слух, что здесь бродят бандиты, отравляющие колодцы, сжигающие дома - нас надо ловить.

Своё спасение мы нашли на территории Бешенковичского района в зоне действия знаменитого партизанского отряда В.В. Родионова. Фашистские каратели постоянно предпринимали атаки на партизан, убивая мирных жителей. В начале мая 1944 г. наши войска вновь начали наступление. Партизаны устроили засады для поражения отступающих солдат вермахта. Но превосходящими силами фашистов с применением авиации, артиллерии и танков партизанский отряд в смертельном бою был почти полностью уничтожен. В эти дни мы с братом потерялись и вновь были схвачены в заложники. Прошли в маршевых колоннах до границы с Польшей. Под Лидой в Гродненской области я остался один, без помощи брата. Началось движение уже по польской земле.

12.jpg

Детские страдания

В июле 1944 г. быстрое продвижение Красной Армии позволило нам обрести долгожданное освобождение. Минуты, когда уже наш танкист поднял меня на руки, поцеловал и дал совсем забытую мной шоколадку, никогда не уйдут из памяти. Освобождение было нашим вторым рождением. Между первым и вторым рождением пролегла моя самая страшная дорога длиной в 900 километров.

Через разрушенный Минск, спецпроверки освобожденных в августе 1944 г. мы вернулись в Чаянку.

Трудное и памятное послевоенное время

Зима 1944 – 1945 гг. была очень сложной. Наш дом сожгли фашисты. Жили в сооруженной нами же землянке. Я пошел в школу. Это было здание сохранившейся церкви. Одна учительница на четыре класса. Вместо тетрадей писали на немецких листовках и газетах, чернила делали из копоти от сожжённой резины и растертой свеклы.

После окончания школы в 1954 г. я поступил в Московский авиационный технологический институт, а в 1959 г. – в его аспирантуру. С 1959 г. я работаю в одном и том же Институте машиноведения Академии наук СССР – Российской академии наук. За 65 лет работы я защитил кандидатскую (1964 г.) и докторскую (1974 г.) диссертации, в 1987 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1988 г. стал профессором. Опубликовал более 1500 статей и докладов, 90 книг, подготовил более 60 кандидатов и докторов наук. Награжден 5 орденами и 7 государственными медалями, имею 5 международных медалей, являюсь лауреатом Государственной и 4 Правительственных премий в области науки. Главным считаю 70-томное издание «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты», в котором я являюсь научным руководителем и одним из авторов.

Сохранение
исторической памяти

Те дети, кто выжил в фашистских концлагерях, гетто, тюрьмах и маршевых колоннах, смогли найти друг друга и объединиться. 22 июня 1988 г. в Киеве, в доме офицеров, был создан наш союз – в память о первом дне начала войны и в память о нашем великом Советском Союзе. С 1992 г. он официально стал Международным союзом бывших малолетних узников фашизма (МСБМУ). Я его возглавляю уже 33 года. В его состав входили национальные союзы Армении, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Узбекистана, Украины, Эстонии, а также ассоциированными членами были объединения узников Болгарии, Германии, Польши, Словении, Чехословакии. Россия и Москва были духовными центрами движения малолетних узников фашизма. За прошедшие годы объединенные в союз их отделения дети-узники провели огромную патриотическую и воспитательную работу.

Десятки памятных комплексов, сотни мемориальных памятников и досок, тысячи экспонатов в центральных, региональных и школьных музеях, сотни книг воспоминаний, фильмов, страницы единственной в мире газеты узников фашизма «Судьба» унесут в будущие времена неискаженную правду и неповторимость каждой детской трагедии и достойной жизни. Ещё раз войти в мир детских утраченных надежд, мир недетских усилий по выживанию в неволе, в мир нашего освобождения героизмом русского солдата и всего советского народа призывают наши ежегодные митинги 11 апреля у мемориального комплекса «Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве в Международный день освобождения узников концлагерей и ставшие систематическими одиннадцать Международных антифашистских форумов в сентябре, в Международный день памяти жертв фашизма.

Символами героизма и трагизма детей Великой Отечественной войны стали фашистский солдат, стреляющий в нашу мать с ребенком на руках, и русский солдат, поразивший фашизм и спасший немецкую девочку.

PS. Я выражаю благодарность журналу «Морская наука и техника» за благородное дело освещать на своих страницах материалы в блоке «Историческая память», а также материалы Межведомственного экспертного совета (МЭС) по безопасности морских трубопроводов и объектов.

Мне как научному работнику и председателю МЭС вместе с моими коллегами довелось трудиться над проблемами реакторов ряда поколений для атомных подводных лодок и ледоколов, для добычных подводных комплексов на шельфе, для морских подводных трубопроводов и оборудования морских платформ, для подводных газонефтевозов.

Результаты моей работы отмечены двумя «Благодарностями» Президента Российской Федерации В.В. Путина за значительный вклад «в развитие отечественной науки» (2024 г.) и «в развитие просветительства и сохранения духовно-нравственных традиций» (2022 г.).

Литература

1. Махутов Н.А. Жестокие уроки истории. – М.: Библиотека просветителя, 2015. – 48 с.

2. Махутов Н.А. Память. Скорбь. Победа. – М.: МГОФ «Знание», 2016. – 80 с.

3. Махутов Н.А. Малолетние узники фашизма. – М.: МГОФ «Знание», 2020. – 212 с.

4. Махутов Н.А. Международный союз малолетних узников фашизма. – М.: МГОФ «Знание», 2025. – 712 с.