Развитие яхтинга и строительство марин в России: история вопроса, сегодняшнее состояние, проблемы и пути их решения


Сергей Владимирович Сологуб, кандидат юридических наук, 
член Научно-экспертного совета (НЭС) Морской коллегии 
при Правительстве Российской Федерации, 
руководитель секции НЭС по развитию морского яхтенного 
туризма и строительству марин в России


С момента своего создания в 2014 году секция Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в России проделала огромную работу по популяризации данного вида спортивного отдыха, созданию необходимого имиджа яхтенному туризму в СМИ, работе с населением, администрациями Республики Крым и Севастополя.

Мы надеемся, что и новый руководитель субъекта – врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев со своей командой тоже проникнутся нашими идеями развития морского яхтенного туризма и яхтенной инфраструктуры в регионе, будут всячески способствовать их реализации и помогать нам в работе.

Пять лет плодотворного пути

Секция по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в Российской Федерации была образована в составе Научно-экспертного совета (НЭС) Морской коллегии при Правительстве РФ на заседании НЭС, которое состоялось в конце 2014 года. Решение о создании секции стало логичным продолжением процесса реализации Концепции развития яхтенных марин на побережье Чёрного и Азовского морей.

Её цель – популяризация яхтинга в России и продвижение интересов яхтсменов и яхтенной индустрии РФ. Представительства секции по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в РФ открыты в Москве, Новороссийске и Севастополе.

В 2015 году Президент РФ Владимир Путин дал поручение о поддержке и развитии яхтинга и морского туризма на Крымском полуострове. С этой целью в Республике Крым и Севастополе при активном участии секции НЭС по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в РФ был создан экспертный совет по развитию яхтинга, в который, наряду с руководителями субъектов, вошли члены региональной федерации парусного спорта.

Руководство секции НЭС провело большое количество деловых встреч с представителями организаций и ассоциаций яхтенной индустрии России, мы неоднократно обсуждали необходимые вопросы с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ и активом, лоббирующим интересы развития яхтинга в Крыму. Всё это помогает нам в выработке совместных позиций с представителями отечественного яхтенного бизнеса на Крымском полуострове, подготовке законопроектов, которые в перспективе должны будут облегчить жизнь российским яхтсменам и владельцам моторных яхт, а также будущим гостям Крыма и Севастополя.

В ходе личных встреч с владельцами и крупными строительными инвесторами лучших яхтенных марин, таких как «Марина Монте-Карло», «Лимассол Марина», «Дубай Марина», были получены гарантии сотрудничества от принца Монако Альберта II, совладельца элитного яхт-клуба Монте-Карло в Монако; Марио Ланитиса, совладельца и председателя совета директоров «Лимассол Марина» на Кипре, пользующейся наибольшей популярностью на Средиземном море, и многих других. Заинтересованность в российском Крыме высказали крупнейшие яхтенные операторы Princess Yachting и Nicol & Campers, которые в том числе планируют обучать персонал яхтенных марин.

1.jpg

В планах секции подготовка и проведение Всероссийской конференции по развитию яхтенного туризма в России. Как ожидается, в ней примут участие члены Морской коллегии при Правительстве РФ и Научно-экспертного совета, директора и управляющие марин, яхт-клубов, яхтостроительных фирм, дилеры, инвесторы, архитекторы, представители таможни, пограничники, сотрудники МЧС, ФМС России и др.

Секция НЭС по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в РФ курирует ту большую работу, которая проводится по освоению площадок под строящиеся черноморско-азовские яхтенные гавани. Безусловно, в этом вопросе нам требуется посильная помощь Научно-экспертного совета в проработке всех предложений.

Также секция занимается разработкой расширенной Концепции развития яхтенного туризма и яхтенных марин в России, которая будет предложена на обсуждение Морской коллегии при Правительстве РФ.

А первое мероприятие при непосредственном участии нашей секции состоялось 14 марта 2015 года в яхт-клубе «Ушакова балка» – это была первая парусная регата «Русская весна – 2015», посвящённая годовщине возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

Организаторами «Русской весны – 2015» выступили Федерация парусного спорта Севастополя и Республики Крым совместно с Морской коллегией при Правительстве РФ при поддержке российских спонсоров. На старт регаты вышли шесть яхт международного класса SB20. Соревнования прошли в акватории Севастопольской бухты.

Под парус рядом с заслуженными мастерами спорта встали полномочный представитель Президента РФ в Крымском федеральном округе (КФО) Олег Белавенцев, глава Республики Крым Сергей Аксёнов и в то время командующий Краснознамённым Черноморским флотом ВМФ России адмирал Александр Витко. Правительство Севастополя представляли президент Федерации парусного спорта Севастополя Валерий Зубков и вице-президент Федерации парусного спорта Севастополя, начальник Управления по делам молодёжи и спорта, мастер спорта России по парусному спорту Олег Вючирко.

2.jpg

Глава Крыма Сергей Аксёнов впервые ходил под парусом. «Парус удержу, – сказал он перед стартом, – можете на меня рассчитывать. Надеюсь, регата станет традиционной».

Соревнования длились около двух часов. Командующий КЧФ адмирал Александр Витко отметил, что подобные мероприятия чрезвычайно важны: «Чем больше людей будет любить море, волны, парус, корабли, тем сильнее будет флот».

Победителем регаты стал экипаж, в составе которого соревновался полномочный представитель Президента РФ в КФО Олег Белавенцев. Он подчеркнул, что парусный спорт является одним из базовых видов для Крыма и Севастополя и регата должна дать новый толчок его развитию. «Это знаковое событие для города, потому что Севастополь без Военно-Морского Флота и парусов – это не Севастополь. Город всегда был главной базой для подготовки мастеров высокого класса, международного класса, яхтсменов. Сегодня многие из них продемонстрировали мастерство», – сказал Олег Белавенцев.

По мнению участников состязаний, тогда парусная регата «Русская весна – 2015» стала одним из самых ярких событий, посвящённых первой годовщине воссоединения Крыма с Россией.

С той поры парусные регаты «Русская весна» стали традиционными – они проводятся ежегодно весной и посвящаются очередной годовщине воссоединения Крыма с Россией.

Так, например, в прошлогодней «Русской весне – 2018» на призы полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Героя России вице-адмирала Олега Белавенцева участвовало около 200 спортсменов из восьми регионов России. Они выступали в классах яхт SB20 с пересадкой экипажей, а также юные яхтсмены классов «Оптимист», «Кадет», «Зум-8». В регате приняли участие более 60 яхт, девять из которых SB20. Это было почти вдвое больше, чем в 2017 году.

3.jpg

В числе VIP-участников были полномочный представитель Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев, глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров, Кабардино-Балкарской Республики Юрий Коков, Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов и губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, а также командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко.

Как отметил президент Федерации парусного спорта Севастополя Валерий Зубков, «это была жёсткая бескомпромиссная спортивная борьба, потребовавшая мужества, воли, выдержки. И адреналина, и удовольствия хватило всем. Регата прошла успешно, стала традиционной и пользуется всё большей популярностью. В этом, как и прошлом году были прекрасные награды победителям».

А глава Республики Крым Сергей Аксёнов подчеркнул, «мы рады, что это мероприятие расширяется, привлекает всё больше новых участников и является дополнительным стимулом губернаторам выстроить тёплые отношения. Парусный спорт в Крыму должен и будет развиваться, в этом нет никаких сомнений. Помимо наличия всех условий мы также поддерживаем профессиональную крымскую команду по этому виду спорта».

В этом году V парусная регата «Русская весна – 2019» проходила с 15 по 17 марта в акватории Севастопольской бухты в два этапа. В соревнованиях участвовали 11 взрослых экипажей в классе гоночных яхт SB20 и 70 детей на яхтах класса «Оптимист», «Лазер 4.7» и «Зум-8» – всего более 100 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Крым, Севастополя, Краснодарского края и Самарской области. Среди них были чемпионы мира, Европы, участники Олимпийских игр, мастера спорта и мастера спорта международного класса, имеющие большой опыт и множество побед и титулов.

В самом престижном классе яхт SB20 спортсмены провели в акватории Севастопольской бухты четыре гонки. Победу одержал экипаж мастера спорта международного класса старшего матроса контрактной службы с гвардейского ордена Нахимова ракетного крейсера «Москва» Юрия Божедомова. Второе место было у экипажа Анастасии Морозовой. Тройку призёров замкнул экипаж Тараса Обруча из Керчи.

10.jpg

Как отметил командующий Черноморским флотом Герой России вице-адмирал Александр Моисеев, «такая гонка с участием известных людей подчеркивает значимость события, которое прошло пять лет назад». А ещё это означает, что Республика Крым и Севастополь становятся всё более востребованными для соревнований по парусному спорту.

А в июне 2019 года в Севастополе прошли ещё одни крупнейшие в России соревнования по парусному спорту: регата «Кубок Крыма – 2019» собрала без малого 200 спортсменов из 10 регионов России.

«Регата проходит не один десяток лет. После воссоединения Крыма с РФ соревнования получили статус всероссийских, - сказал главный организатор соревнований, президент Федерации парусного спорта Севастополя капитан 1 ранга запаса Валерий Зубков. - И с каждым годом растёт их престиж и количество участников. В этот раз в гонках участвовали 25 экипажей крейсерских яхт в шести группах. За 11 дней регаты яхтсмены прошли более 350 морских миль, увидев живописные пейзажи крымского побережья. Наш город-герой в очередной раз показал, что возвращает себе статус столицы парусного спорта России».

По традиции Севастополь представляли военнослужащие Черноморского флота. В состязаниях участвовали практически все крейсерские яхты ЧВВМУ имени П. С. Нахимова.

Протяжённый маршрут 2019 года – из Севастополя вдоль ЮБК через Балаклаву и Ялту до Феодосии и обратно, а затем к озеру Донузлав – позволил участникам испытать себя в длительных переходах при различных ветровых условиях. И как подчеркнул Валерий Зубков, «что очень важно, не было никаких проблем с заходом в порты, включая военную гавань в Феодосии, за что спасибо пограничникам».

9.jpg

К слову, в 2020 году состоится юбилейная тридцатая регата «Кубок Крыма»: первый парусный фестиваль «Кубок Крыма» Ассоциация яхтсменов Чёрного моря провела в далеком 1990 году ещё в бывшем Советском Союзе. Примечательно, что у истоков этой престижной парусной регаты стоял один из корифеев отечественного парусного спорта, яхтенный капитан с большим опытом, президент Ассоциации яхтсменов Чёрного моря и вице-президент Федерации парусного спорта Севастополя капитан 1 ранга в отставке Игорь Петров.

Будучи членом Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, руководителем секции по развитию яхтенного туризма в нашей стране, я в течение длительного времени занимался различными «морскими» проектами. Среди них, например, – обеспечение пассажирских и грузоперевозок в Азово-Черноморском бассейне; организация скоростных прибрежных линий между портами Краснодарского края и Крыма; обеспечение безопасности мореплавания; нормативно-правовое регулирование лоцманской деятельности в Российской Федерации; вопросы развития судостроения; модернизация портов; совершенствование судоходства; внедрение новых технологий в производство морской техники и судов гражданского назначения; развитие яхтенных марин на черноморском побережье, а также многие другие вопросы морской индустрии России.

В 2014 году на уровне Правительства РФ была принята Стратегия развития яхтенного туризма. Создание необходимой инфраструктуры в прибрежных зонах признали стратегическим элементом развития территории полуострова и всего Азово-Черноморского бассейна. При содействии Морской коллегии при Правительстве РФ, участии федерального бюджета и крупных инвесторов это должно трансформироваться в мощную федеральную программу по созданию сети марин.

Например, по международным нормам подобные гавани должны быть расположены через каждые 80–100 морских миль (148,16–185,2 км) – для возможности ротации иностранных и российских яхт по новому туристическому маршруту. И подобная гавань – это не просто стоянка для яхт, это и жильё, и ресторанчики, и магазины, то есть плюс ко всему это ещё и сотни рабочих мест, и колоссальные поступления в бюджет. Например, оборот турецких яхтенных гаваней составляет около $2 млрд за сезон. Турецкие власти озвучили намерения увеличить к 2023 году ежегодные доходы от яхтенного туризма в Турции до $10 млрд.

Поэтому российские инвесторы рассматривают Крым как перспективную площадку для развёртывания сети яхтенных марин. В связи с чем в настоящее время в Крыму и Севастополе реализуются проекты по строительству яхтенных гаваней.

Считаю, что именно развитие яхтинга – при поддержке и внимании со стороны государственной власти – может стать бюджетообразующей отраслью полуострова. Благодаря реализации этой новаторской идеи в Крыму появятся новые рабочие места и увеличатся денежные поступления в бюджет. Выигрывают все: государство получает доход в местный бюджет, а владельцы яхт и гости марин – соответствующие комфортные и цивилизованные условия пребывания. И это неполный список всех положительных аспектов.

4.jpg

По моим расчётам, развертывание 15 марин обеспечит годовой доход не менее чем в €37,46 млн.

Не думаю, что появление яхтенных марин в самом Севастополе испортит общую картину города или нарушит его архаичность. Скорее, наоборот – яхты и марины придадут береговой линии новизну и неповторимый колорит.

Кроме этого, 2 августа 2016 года в Севастополе под моим, как главы секции НЭС, руководством было открыто представительство ситуационного центра Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД) РФ. Активное участие в этом событии принял и председатель Центрального совета ВОСВОД России генерал-полковник Пётр Нелезин.

Потенциал Севастополя для строительства марин огромен

В Крыму и, в частности, в Севастополе созданы все необходимые предпосылки для строительства современных яхтенных марин и новых парковых зон, аналогичных успешным зарубежным проектам. Природа, ландшафт и акватория данного российского региона не уступают популярным заграничным курортам, но, честно сказать, пока он проигрывает им в инфраструктуре. Тем не менее, опыт крупных российских девелоперов, работающих в партнёрстве с зарубежными коллегами, уже позволяет реализовывать проекты-аналоги.

Я считаю, что жителям и гостям Севастополя скорее придётся по душе современная марина – проект, аналогичный Limassol Marina на Кипре, с парковой зоной вместо бетонно-стеклянных небоскребов в зоне акватории. 

8.jpg

Реализация данной концепции в регионе станет отличным поводом для гордости местного населения и привлечения туристов в культурно-исторический и военно-патриотический центр. Подобные проекты дадут толчок к развитию комплексного обслуживания интересов Черноморского флота, приборостроения, IT-индустрии, будут способствовать появлению новых рабочих мест и притоку специалистов. Жители и гости Севастополя по достоинству оценят все преимущества концепции современной яхтенной гавани с богатой инфраструктурой.

Конечно, здесь закономерен вопрос: а почему для создания яхт-марины выбран именно Севастополь? Чем его акватория выгодно отличается от других акваторий Черноморского побережья России или Азовского моря?

Отвечу. Концепция марины предусматривает свободный доступ жителей и гостей ко всей имеющейся прибрежной инфраструктуре, набережной и причалам. Это то основополагающее, что необходимо для развития и успеха подобного объекта, неотделимо от него. Севастополь в этом плане имеет выгодную позицию благодаря не только географическому месторасположению, но и историческому наследию и социальной составляющей.

Если говорить о новых рабочих местах, то местным жителям Севастополя, у которых в крови «жизнь у моря», думаю, не так сложно будет освоить или перепрофилироваться для обслуживания марины. Тут можно говорить о десятках рабочих мест непосредственно в гавани, и о сотнях рабочих мест для поддержания инфраструктуры на суше. Тут и ресторанный бизнес, и гостиничный, и торговля в самом широком понимании, различные развлекательные заведения. И всё это в рамках одной марины, а потенциал побережья – для нескольких.

Конечно, пока, пожалуй, рано давать конкретный ответ: какие бухты в Севастополе выглядят наиболее привлекательно в рамках подобного проекта? Только благодаря консолидированной работе и после комплексной проработки вопросов, можно будет делать какие-то конкретные выводы. Повторю лишь, что потенциал Севастополя для реализации проектов марин огромный.

11.jpg

Общая концепция проекта марины понятна – это единство инфраструктуры прибрежной зоны и моря. Подъезжая на автомобиле и удобно его припарковав, вы можете посетить целый ряд объектов: рестораны и пункты общественного питания, развлекательные объекты, торговые площади. Для любителей экзотического вида отдыха будут предоставлены услуги акватории. Архитектура и проектирование на данный момент в работе. Могу лишь добавить, что марина в Севастополе не будет уступать зарубежным проектам-аналогам.

Уникальность яхтенной марины в Балаклаве

Исторически яхтенная марина функционирует в Балаклаве, где имеется удобное естественное укрытие для неё. Морской комплекс способен принимать на швартовку суда длиной свыше 20 м. В самой бухте даже зимой не бывает штормов. Благодаря причальной линии протяжённостью более 700 м, марина способна в любое время суток принять 250–270 яхт различного класса. Ограничение по осадке составляет 3,5 м.

Балаклава – небольшой городок, расположенный на западном побережье полуострова Крым на территории города федерального значения Севастополя. Её бухта и окрестности обладают поразительным разнообразием природных условий, а также богатым культурно-историческим наследием – история городка насчитывает более 2 500 лет. Необыкновенные памятники Балаклавы привлекают сотни тысяч туристов ежегодно. При этом, из-за исключительного географического расположения бухта защищена от сильного ветра и волн и по праву является одним из самых удобных мест для швартовки судов на черноморском побережье, что позволяет превратить Балаклавскую бухту в уникальную яхтенную гавань.

В настоящее время в Балаклавском муниципальном округе проживает около 50 тысяч человек, что составляет примерно 10% населения Севастополя. При этом, территория округа занимает практически 50% от общей территории субъекта.

13.jpg

Отмечу, что, вопреки предубеждениям, яхтенный туризм не является привилегией самых обеспеченных людей. По статистике, до 300 тысяч граждан России отдыхают на яхтах за рубежом. Именно это количество яхтсменов является первоначальным потенциалом для развития внутреннего рынка. Яхтенный туризм вполне может стать источником значительного дохода в бюджет региона.

Так, по данным официальной статистики Средиземноморской яхтенной чартерной ассоциации, доход от яхтенного туризма составил в прошлом году около 40 млрд долларов, при этом прогнозируется его рост на 30% к 2020 г.

Порядка 2,5 млн яхтенных туристов отдыхают в Греции ежегодно. Причем, ещё 15 лет назад развитие данного направления в этой стране было на низком уровне и общий поток яхтсменов составлял лишь малую часть от нынешних показателей. Однако благодаря изменениям в политике государства в 2002 году был принят специальный пакет законов, стимулирующих развитие яхтинга и яхтенного бизнеса. Сейчас Греция является второй по популярности страной в Европе (после Хорватии) для путешествий на яхте. 

Другое государство в Карибском регионе – Антигуа и Барбуда состоит из двух островов с общей протяжённостью береговой линии 158 км. Там располагается 10 комфортных марин, которые ежегодно принимают сотни тысяч яхт длиною от 8 до 100 метров.

По поручению Президента РФ для реализации огромного туристско-рекреационного потенциала Балаклавы правительство Севастополя утвердило приоритетный проект гражданского развития района Балаклавской бухты как международного центра туризма. «Дорожная карта» проекта предусматривает ряд мероприятий, включая строительство яхтенной марины, благоустройство набережных и прилегающих территорий.

Балаклавская «дорожная карта»

В 2017 году при непосредственном и активном участии секции НЭС по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в Российской Федерации правительство Севастополя разработало «дорожную карту» проекта по развитию района Балаклавской бухты, отдельный раздел которой посвящён развитию яхтинга и яхтенного туризма в целом.

12.jpg

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации «дорожная карта» предусматривает следующие мероприятия:

I– Формирование инвестиционного проекта по объекту «Строительство гидротехнических сооружений для яхтенной марины, г. Севастополь»(далее – Объект) Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 (далее – ФЦП), с объёмом инвестиций в размере 3 835 тыс. рублей на 2018–2020 гг.

В рамках подготовки паспорта инвестиционного проекта Объекта ФЦП запланировано следующее:

1).Инвентаризация имущественных прав. Проведение кадастровых работ для регистрации права собственности города Севастополя на гидротехнические сооружения (ГТС) и иные объекты, проведение комплексного инженерного обследования, а также для паспортизации и освидетельствования.

2).Определение видов и объёмов работ по строительству яхтенной марины для стоянки около 650 судов размером от 6 до 62,5 метров, а также по благоустройству набережной и прилегающих территорий.

В частности, в инвестиционном проекте прописаны:

• реконструкция гидротехнических сооружений (причалов, корней причалов, набережной);

• приобретение плавпричалов (стоечных судов);

• возведение / реконструкция инженерных сетей;

• очищение дна Балаклавской бухты от крупногабаритного мусора;

• реконструкция здания, расположенного по адресу г. Севастополь, Балаклава, Набережная Назукина, 2а, для создания административного объекта для участка пункта пропуска государственной границы Российской Федерации, размещения спасательной службы, а также представителей капитана морского порта Севастополь.

3). Формирование необходимого пакета документов и прохождение первого этапа публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта – до 20.11.2017 г., а не позднее 01.01.2018 г. – получение положительного заключения инвестиционного проекта в Минэкономразвития России.

4). В 2018–2019 гг. – проведение проектно-изыскательных работ, государственной экспертизы и публичного технологического и ценового аудита проектной документации, а в 2019–2020 гг. – реализация предусмотренных строительно-монтажных работ и закупок.

II– Реализация инвестиционного проекта Объектапо ФЦП обеспечит стимулирование реализации следующих внебюджетных инвестиционных проектов:

• возведение яхтенного судоремонтного комплекса, не имеющего аналогов на Крымском полуострове;

• строительство многофункционального общественного центра;

• создание гостиничного комплекса и общественного пляжа с бассейном;

• реставрация кинотеатра «Родина»;

• создание музея;

• установление топливно-заправочного комплекса;

• девелопмент территории Западно-Балаклавского карьера площадью 60 Га.

IIIПланирование и реализация государственных программ города Севастополя:

• совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры района Балаклавской бухты (2017–2020 гг.);

• государственный мониторинг водных объектов, реставрация / реконструкция зданий и сооружений, расположенных на прибрежной территории (2019–2020 гг.);

• создание пешеходной набережной с рыбным рынком и др.

IVРазвитие яхтинга и яхтенного туризма в регионе.В этих целях для комплексного подхода развития Балаклавской бухты как международного центра туризма правительство Севастополя инициировало ряд мероприятий, которые поспособствуют повышению привлекательности региона для захода парусных и моторных яхт, в том числе:

• создание дополнительных защищённых мест стоянки для реализации яхтенного маршрута; 

• разработка совместной программы с Республикой Крым в рамках Крымского морского совета; 

• внесение предложений по изменению действующего законодательства, в том числе в целях облегчения процедуры таможенного и пограничного оформления маломерных судов, а также развития яхтенного чартерного бизнеса в России.

Реализация проекта запланирована на 2020 год. Объём бюджетных и внебюджетных инвестиций составит порядка 10 млрд рублей.

Развитие яхтенного туризма в Балаклавской бухте обеспечит субъекту целый ряд преимуществ, включая продление туристического сезона за счёт смежных яхтенных мероприятий; увеличение количества рабочих мест, а также популяризацию города Севастополя как центра яхтенного туризма в Крыму.

Для инвесторов же это – возможность занять свободную нишу бизнеса в России, вести бизнес в свободной экономической зоне, получать прямой доход от аренды и долгосрочного пользования объектами яхтенной инфраструктуры, а также получать доход от чартерного бизнеса и многое другое.

Развитие яхтенных марин на Черноморском побережье России сопряжено с теми трудностями, что за редким исключением здесь не имеется естественных укрытий. Поэтому в силу гидрографических и географических особенностей, реализовывать проекты марин лишь за счет частных инвестиций не представляется возможным. Здесь необходимо участие государства. Оно должно выражаться, в первую очередь, в строительстве волнозащитных сооружений. Если мы хотим развивать марины на черноморском побережье, то без инвестиций федерального бюджета это сделать невозможно.

Кроме того, как указывал выше, развитию яхтенного дела будет способствовать совершенствование законодательства.

В качестве примера приведу реализацию проекта по созданию яхтенной марины в Лимассоле (Кипр), соинвестором которого выступали российские спонсоры. «Лимассол Марина» – один из крупнейших подобных проектов в Средиземном море с объёмом инвестиций примерно в 500 млн евро. По моему мнению, успех проекта был напрямую связан с участием государства, доля которого в проекте составила 30%. Кроме того, для успешного развития яхтенной индустрии нужна организация целой сети марин. В целом, по моей оценке, Россия при правильном подходе сможет создать очень ёмкий черноморский рынок яхтенной индустрии.

Яхтинг – очень перспективное направление туризма, доход от яхтенного туризма в мире к 2020 году, по прогнозам, достигнет порядка 50 млрд долларов.

Конкуренция будет жёсткой

В октябре 2018 года региональная межведомственная команда представила проект развития яхтенного туризма и экстремальных видов спорта в Республике Крым. Документ предусматривает строительство семи яхтенных марин почти на четыре тысячи мест.

7.jpg

Как отмечает заместитель министра экономического развития Республики Крым Татьяна Малий, по покупке яхт Россия занимает в мире второе место после США (спрос в 2017 году увеличился на 37%). При этом их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация производятся преимущественно за пределами России. На стоянку и обслуживание яхт россияне тратят ежегодно около 200 миллионов евро. Например, стоимость зимовки в Европе составляет от 4,5 до 30 тысяч евро в год (до 200 евро в сутки). Так что эти деньги уходят сейчас в другие страны: Польшу, Германию, Голландию, Хорватию, Китай, Тайвань и Турцию. В то время как у Крыма есть большой потенциал для развития яхтенного туризма и сопутствующей инфраструктуры.

Протяжённость береговой линии Крымского полуострова – 2,5 тысячи км. Это больше, чем в Краснодарском крае, где уже есть яхтенные марины. В Крыму же такая пока только одна – в Балаклаве (Севастополь). На учёте в двух регионах находится всего шесть тысяч маломерных судов. Для сравнения: в Санкт-Петербурге их около 50 тысяч.

Разработанный межведомственной группой проект предусматривает создание на полуострове семи яхтенных марин на 3850 мест: в Ялте, Евпатории, Коктебеле, Феодосии и две в Керчи. В них планируется размещать как маломерные, так и круизные суда. А также там намерены организовать судовое сопровождение, пограничные и таможенные услуги и гостиничный сервис.

Например, в марине «Генуэзский мол» в Керчи на площади 6,6 гектара планируется разместить от 350 до 450 парковочных мест, отель на 170 номеров, олимпийский бассейн, ангар для хранения маломерных судов, заправочную станцию и паркинг. Марина «Аршинцева коса» в Керчи объединит производство и обслуживание маломерных судов, а также благоустроенные гостиницы и пляжи. Коктебель выделит под марину три гектара, где смогут одновременно бросить якорь 55 яхт. В Ялте площадь позволит разместить 270 маломерных судов, а в Евпатории планируется создание круглогодичной парковки на 700 плавсредств.

«Географическое расположение Крыма и климатические условия позволяют осуществлять переходы во внутренние воды России, в Европу через Дунай, выходить в Средиземное море и Атлантику через пролив Босфор, – подчёркивает Татьяна Малий. – А благоприятные условия для плавания – 7–8 месяцев в году, что сопоставимо с Италией».

Данная инициатива разработана в соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Крым. Проекты строительства яхтенных марин планируется увязать с ФЦП, в рамках которой будет создана необходимая инфраструктура. Реализация задуманного даст синергетический эффект с привлечением смежных отраслей. В частности, поможет загрузить дополнительными заказами на ремонт и обслуживание маломерных судов предприятия судоремонтного и судостроительного кластера.

Как уже отмечал, положительным эффектом развития яхтенного туризма в республике станет увеличение продолжительности активного курортного сезона не менее чем на 50%, значит, отдыхающих в Крыму станет больше в полтора – два раза.

5.jpg

Прогнозируется потенциальный рост налоговых поступлений, а также увеличение доли туристических услуг в структуре внутреннего регионального продукта не менее чем вдвое.

Проект планируется реализовать в несколько этапов за счет средств частных инвесторов и федерального бюджета. Общий объём инвестиций – около 50 миллиардов рублей, в том числе 20 миллиардов – бюджетные средства.

По предварительным расчётам, дополнительные налоговые отчисления начнутся примерно с 2024 года и составят 1,5–3 миллиарда рублей ежегодно, с 2024 по 2017 год – 3–7 миллиардов рублей, до 2030 года – 7–12 миллиардов.

Цифры большие, но это не прямые поступления в бюджет от реализации проекта, а общая сумма с учётом синергетического эффекта, который он даст в остальных отраслях экономики.

К сожалению, на пути реализации этого проекта ещё много препятствий. Во-первых, отсутствие необходимой инфраструктуры либо её изношенность и несовершенство градостроительной документации. Во-вторых, громоздкие административные барьеры. В-третьих, значительно усложняют выполнение проекта пограничный и визовый режимы. Для этого предлагается освободить из-под пограничного контроля пятимильную морскую зону от Крымского моста до Донузлава, чтобы яхты могли совершать ночные переходы.

Ещё один сдерживающий фактор – нехватка квалифицированных кадров, ведь проект предусматривает создание не менее 1,5 тысячи новых рабочих мест. Для их подготовки необходимо, чтобы на полуострове заработали минимум семь учебных центров, которые будут выпускать специалистов для работы в яхтенных маринах.

Кроме того, мы не исключаем, что против проекта выступит теневой бизнес, ведь сейчас развлекательные услуги на воде в основном оказывают нелегально.

14.jpg

Несомненно, будет жёсткая конкуренция и с соседними странами, в первую очередь, с Турцией и Хорватией, которые уже создали развитую инфраструктуру, и такие конкуренты, как Крым, им не нужны. Поэтому мы должны создать продукт, который будет принципиально отличаться от того, что предлагают соседи. И у нас хорошие перспективы, чтобы яхтсменам было комфортно переходить из севастопольской марины в крымские, а затем в Краснодарский край.

28 ноября 2018 года Государственный совет Крыма утвердил соглашение о сотрудничестве с Законодательным собранием Краснодарского края в сфере яхтенного туризма.

В Крыму и Севастополе создадут спортклубы для развития парусного спорта. Как отметил глава региона Сергей Аксёнов, «их планируют открыть в приморских городах, в том числе в Евпатории, Керчи и Феодосии. Сейчас решается вопрос преподавательского состава, уточняется стоимость оснащения таких клубов». В Севастополе проектируется детский яхт-клуб в бухте Казачья.

В настоящее время порядка 12 причалов запланированы, еще примерно такое же количество предлагается включить в ФЦП по развитию Крыма и Севастополя. Причалы должны быть в Любимовке, Учкуевке (поселки в составе Севастополя), на все пляжи, по направлению движения из Балаклавы, из всех бухт, причал должен быть в музее-заповеднике «Херсонес Таврический». Всего мы должны иметь в Севастополе порядка 25–30 полноценных причалов, это будет стимулировать использование водного транспорта туристами и жителями города.

Президент России: 

«Со своей стороны всячески вас поддержу»

Центр яхтенного туризма мирового уровня начнут строить в Балаклаве в 2020 году. Его проект разработает генподрядчик строительства Крымского моста – ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ». Проект создания в Балаклаве мирового центра яхтенного туризма, который предусматривает строительство яхтенной марины, а также благоустройство набережных и прилегающих территорий, определён как приоритетный для Севастополя. Для его реализации ранее предлагалось привлечение федеральных, региональных и частных инвестиций от 10 млрд рублей и сроком до 2023 года.

В частности, в Балаклаве планируется создать стоянки на 600 яхт. Здесь же построят большой логистический центр для ремонта и обслуживание яхт, будет большой мол для туристов.

18 марта 2019 года во время своего визита в Крым Президент России Владимир Путин сделал акцент на активном развитии яхтинга в Балаклавской бухте. По его словам, развитием яхтинга до сих пор никто не занимался.

15.jpg

«У нас нет ничего в этой сфере (яхтинга – прим. авт.). Нет по многим соображениям. Прежде всего, этим никто никогда не занимался. Климат тоже нужно иметь в виду. У нас сезонность существует – зимой здесь достаточно прохладно», - отметил глава государства на встрече с общественностью Крыма и Севастополя.

«Это одна из уникальных бухт в Азово-Черноморском и Средиземноморском бассейнах. Там можно конфетку сделать, и мы будем стараться вам помочь», - подчеркнул он и предложил представить проект по созданию базы яхтинга в Балаклавской бухте на рассмотрение первому заместителю главы Администрации Президента РФ Сергею Кириенко.

Владимир Путин также поручил силовым структурам «передвинуться», чтобы обеспечить возможности для развития парусного спорта и создания его базы в Балаклавской бухте.

«Я попросил коллег из силовых структур уже оттуда передвинуться – и Погранслужбы, и Минобороны, и Федеральной службы охраны, чтобы они дали возможность развиваться Крыму и Севастополю», - сказал глава государства.

«Если инфраструктура существует, то тогда появится потребитель. Это 100%. Это касается и иностранных граждан – владельцев этих яхт небольших. И у нас сразу появятся те, кто будут покупать или в лизинг сдавать. Сразу возникнет этот сектор бизнеса, мгновенно. Вы изложите всё, что вы считаете целесообразным, а я поручу правительству, силовым структурам, которые заботятся о безопасности побережья, всё это проработать, и со своей стороны всячески вас поддержу», - заверил Президент России.

Для качественного развития яхтенного бизнеса на побережье Крыма и Севастополя требуется построить не менее десяти марин. Марины нужно строить в 30–40 милях друг от друга. По нашей оценке, у яхтенного рынка огромный потенциал, это доказывает и мировой опыт.

После визита Президента России Владимира Путина в марте этого года на полуостров предложения по развитию яхтенного туризма в Крыму уже подготовлены и переданы в федеральное правительство. Доклад состоит из нескольких разделов, в том числе приводится опыт других стран и статистика по турпотоку. В него включены предложения о строительстве новых марин и причалов для яхт, адаптации портов для приёма этого вида судов, а также о создании сети заправочных станций. Конечно, развитие яхтенного направления потребует миллиардных вложений со стороны государства и инвесторов, но они окупятся за счёт роста туристического потока и налогов. К слову, по данным налоговой службы, граждане РФ в год официально тратят свыше $300 млн на содержание яхт за пределами страны, и часть из них с удовольствием перевезли бы яхты к нам.

16.jpg

Поэтому, если удастся реализовать планы по развитию яхтенного туризма, то турпоток на Крымский полуостров может значительно вырасти – по нашим оценкам, речь идет о сотнях тысяч человек. Притом, это туристы самых разных категорий, у которых есть возможность с комфортом отдохнуть на судне с двигателем или заняться экстремальным спортом на парусной яхте.

Причём, яхты становятся всё более популярны и для корпоративного отдыха, например, проведения тренингов для коллектива. Или же за рубежом всё чаще встречается совместный прокат яхт: когда судно для путешествия арендуют несколько семей. 

Условия для развития яхтинга на Крымском полуострове

На состоявшемся в этом году в Севастополе Международном морском бизнес-форуме SIMBF-2019 его участники обратились к руководству страны с просьбой упростить требования к маломерным судам, чтобы способствовать развитию яхтинга в регионе. Речь идет об устранении пограничного контроля в прибрежной зоне, упрощении процедуры регистрации и перехода госграницы, снижении норм транспортной безопасности, а также о создании условий для чартерных компаний и стимулировании строительства яхт в России.

Чтобы яхты могли свободно курсировать вдоль крымского берега, на расстоянии пяти миль от него предлагается отменить пограничный режим. Первое такое послабление было сделано для Балаклавы. С июня 2018 года контроль отменён не только в самой Балаклавской бухте, но и во всей прибрежной зоне между мысами Фиолент и Айя, популярной у владельцев прогулочных яхт и катеров, дайверов и рыбаков. По словам куратора проекта Марии Литовко, его отмена в Балаклавской бухте реально упростила жизнь судоводителей и дала возможность свободно перемещаться от мыса Айя до Фиолента: «За год никаких проблем из-за этого не возникло».  Поэтому сейчас речь идёт об отмене пограничного режима вдоль всего Крымского полуострова.

Севастопольские власти также ведут переговоры с Черноморским флотом и ФСО о закрытых участках акватории, которые яхтсменам сейчас приходится обходить за многие мили от берега либо вообще отказываться от продолжения маршрута.

17.jpg

Так, отдельные участки акватории перекрываются в целях безопасности и обороны. Но, как отмечает Мария Литовко, одно дело, когда закрываются три морские мили от берега, и этот участок можно обойти, не пересекая госграницу. Однако есть несколько участков прибрежной линии Крыма, где полностью перекрываются все 12 миль вплоть до границы внутренних морских вод РФ. Поэтому, на наш взгляд, необходимо проявить индивидуальный подход и, если не проводятся учения, скажем, сил Черноморского флота, в определённые часы открывать коридор для яхт.

Кроме этого, яхтсмены обращаются с просьбой отменить излишние требования транспортной безопасности. Они объясняют, что в этом и многих других вопросах законодательство не делает различий между маломерным и крупнотоннажным флотом. Например, если речь идёт о лодках и катерах, которые перевозят до 12 пассажиров на пляжи в Балаклаве, то требование иметь на борту охранника для них явно лишнее. Ещё одно «запретное» требование – это обязательное ограждение набережных. Однако, если все участки огородить, то туристический объект превратится в закрытую зону. Поэтому здесь разумнее и целесообразнее не отменять транспортную безопасность, а просто найти баланс, который существует в международной практике.

Также судовладельцы просят упростить предоставление государственных услуг по принципу МФЦ или «одного окна», чтобы они могли получать информацию и подавать документы в одном месте, а не ездить отдельно в каждую из контролирующих организаций.

Потребуются и экономические стимулы. В первую очередь, они нужны для развития чартерных компаний, сдающих яхты в аренду. Около 300 тысяч наших соотечественников ежегодно уезжают за рубеж, чтобы отдыхать на арендованных яхтах. Но ведь такие же услуги могут предоставлять и в крымских маринах.

18.jpg

Есть и сугубо местные препоны. Так, яхтсмены жалуются на завышенную стоимость стоянки яхт в крымских портах. Например, в Ялте им навязывают обязательную оплату швартовочных услуг, хотя яхтенные экипажи сами выполняют эту работу. Кроме этого берут плату за высадку каждого пассажира на причал.

 Санкции не вечны, а марины строятся надолго

 Одной из основных задач для развития яхтенного туризма в Крыму и Севастополе станет создание сети яхтенных портов и стоянок вдоль черноморского побережья. Переход между маринами не должен превышать расстояние, которое яхтсменам комфортно проходить за день – 20 морских миль или около четырех часов пути. Сейчас между наиболее приспособленными стоянками (Балаклава и Ялта) – около 60 миль.

Всего нужно девять портов и яхтенных стоянок, которые ещё называют порт-убежище, и если мы выполняем эту программу, то у нас появляются 2 тысячи стояночных мест.

Такая сеть яхтенных стоянок даёт возможность пополнить запасы воды и продуктов, при необходимости заправить судно топливом, сменить экипаж и выполнить прочие необходимые для продолжения пути действия. При этом портовые сооружения должны обеспечить безопасность судов не только при спокойном летнем море, но и в сезон зимних штормов. Инфраструктура действующих портов Крыма частично подходит для работы с яхтами, но в будущем планируется её обновление именно под эти типы судов.

Как пояснил советник министра транспорта Крыма Алексей Волков, «в Евпатории и Ялте инфраструктура в более высокой степени готовности. Они каждый год этим направлением (работой с яхтами) занимаются, также, как и в Севастополе давно развивают яхтенное направление. В Феодосии и Керчи отсутствует инфраструктура, удобная для яхт с точки зрения развлечений и досуга, но есть грузовые порты, где можно встать на стоянку. Реконструкции требует и сеть портопунктов Крымского полуострова – оборудованных причалов, куда раньше подходили пассажирские суда. В их числе Симеиз, Мисхор, Гурзуф, Партенит».

19.jpg

На реконструкцию и создание инфраструктуры для яхт в портах Крыма ещё в 2014 году, в одной из первых редакций федеральной целевой программы по развитию полуострова, было заложено 4,8 млрд рублей. Сейчас в регионе разработана новая концепция, она уже утверждена Минэкономразвития РФ, и это позволит скорректировать финансирование яхтенных проектов при обновлении технико-экономических обоснований для конкретных объектов.

По словам президента Федерации парусного спорта Севастополя Валерия Зубкова, в целом также не станет для Крыма проблемой и обеспечение отрасли специалистами: на полуострове есть профессионалы, которые способны заниматься ремонтом судов, и те, кто может стать инструктором или шкипером-сопровождающим для туристов.

Определённые ограничения на развитие отрасли накладывают санкции, введённые некоторыми странами для компаний, сотрудничающих с Крымом, и для судов, входящих в порты полуострова, и их владельцев. В частности, Международная федерации парусного спорта потребовала от коллег в РФ не проводить в Крыму и Севастополе чемпионаты и первенства России, отборочные этапы кубка страны.

Но санкции не смогли полностью перекрыть приток иностранных туристов. Ежегодно в порты Крыма заходят яхты из-за рубежа. Кто-то просто не боится санкций, кто-то под них не подпадает, а кто-то просто от штормов прячется. Причём, согласитесь, санкции не вечны, а марины строятся надолго.

Однако сегодня от Крыма яхтсменов отталкивает не только отсутствие марин. Серьёзно осложняют жизнь владельцам и требования, которые в России нередко едины для разных типов судов, при этом для маленьких яхт их выполнить труднее, чем для больших круизных лайнеров.

Поэтому, как уже отмечалось выше, для привлечения яхтсменов нужно ослабить правила пограничного и таможенного режима, как это уже сделано в Балаклавской бухте и на участке между мысами Айя и Фиолент в Севастополе, облегчить процедуру для чартерных судов и разрешить юридические вопросы, из-за которых сейчас иностранцы не могут арендовать яхты под российскими флагами. Кроме того, предлагается создать «единое окно», которым могли бы воспользоваться и экипажи прибывающих яхт, и инвесторы в сфере яхтенного туризма. Из-за того, что законодательство, касающееся яхт, – сложное, сейчас приходится оплачивать услуги агентов.

Как это ни парадоксально, но за последние три года третий раз меняются требования технического контроля – по приборам, которые должны стоять на яхтах.

Как отмечает Валерий Зубков, таможенные вопросы по-прежнему достаточно сложны: каждый раз яхта под иностранным флагом должна проходить таможенный контроль, досмотр, проверку документов, но нет инфраструктуры, где было бы удобно это делать. Таможенные пункты пропуска в портах Крымского полуострова изначально ориентированы на грузовые суда и, конечно же, отличаются от тех, которые работают в специализированных маринах, но сегодня во всех портах Крыма есть пункты пропуска через государственную границу, везде готовы принимать иностранные суда и яхты.

Есть и определённые вопросы, касающиеся пограничного режима. Мы сейчас предлагаем, как пилотный проект, отменить пограничный режим в 5-мильной зоне Крыма.

Есть также проблема с заправкой судов. Для яхт в Крыму практически нет специальных заправок. Поэтому приходится искать альтернативные, зачастую не соответствующие как техническим, так и экологическим требованиям способы передачи топлива. А за рубежом с этим нет проблем: везде оборудованы заправки или специальная машина приезжает прямо на причал.

Однако портовая инфраструктура Крыма строилась, когда для отрасли действовали другие правила, и сейчас трудно найти площадку, которая бы удовлетворяла требованиям законодательства в части работы с топливными грузами. Надо либо всё модернизировать, либо заново строить, но на это пока нет денег. По нашим расчётам, для создания сети топливных станций на этом этапе нужно около 500 млн рублей. Сделать это возможно за счёт инвесторов.

Также по нашим оценкам, оборот в сфере яхтинга на территории Крыма и Севастополя может превышать 30 млрд рублей в первые годы, пока наиболее активно будут идти покупка и продажа яхт, а в последствии этот показатель будет формироваться за счёт обслуживания судов и услуг, предоставляемых туристам.

Кроме того, развитие яхтенной инфраструктуры приведёт к укреплению береговой линии, привлечёт инвесторов и даст новые заказы для портов и судоремонтных заводов. У нас в Крыму есть судоремонтные заводы, которым сейчас отдали заказы оборонные, но это глобальные проекты. А на ремонте, строительстве, обслуживании яхт они смогут зарабатывать большие деньги. Это поможет нам оживить наши порты с учётом того, что из-за санкций мы не можем принимать грузовые суда и пассажирские теплоходы.

По информации крымского госсовета, строительство яхтенной инфраструктуры и развитие сопутствующих гостиниц, ресторанов и туристических объектов даст региону порядка тысячи рабочих мест, только прямых налогов ожидается около 35 млн рублей в год. 

Подводя итог вышеизложенному, резюмирую, что за пять истекших лет – с момента существования вверенной мне секции Научно-экспертного совета – нами была проделана огромная работа по популяризации яхтенного туризма, его поэтапному развитию и строительству марин в Российской Федерации. Практически ежедневно мы проводили активную работу с населением Крыма и Севастополя, администрациями этих субъектов РФ. 

Нами организовано большое количество мероприятий и парусных регат в Севастополе, там же создано постоянно действующее представительство нашей секции и НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ.

6.jpg

Ещё в 2013 году секцией изначально была предложена выверенная схема расположения 14 портопунктов (марин), концепция связки яхтенного маршрута от яхт-клуба Имеретинский в Олимпийском парке, «Гранд Марина Сочи» до Евпатории.

В дальнейшем была проработана и согласована с главой Республики Крым Сергеем Аксёновым концепция развития Ялтинской Гранд Марины (нового порта Ялта) как основного хаба для яхтенного туризма в Крыму.

Секцией также разработаны генеральный план и эскизы Гранд Марины на мысе Хрустальный в Севастополе, порта в Балаклавской бухте как основной яхтенной гавани с инфраструктурой и зоной рекреации. В своё время эта концепция была мною предложена и положительно рассмотрена полномочным представителем Президента России в Крымском федеральном округе Олегом Белавенцевым и губернатором Севастополя Сергеем Меняйло. После этого согласованное предложение было вынесено на рассмотрение Президента РФ.

Все вышеперечисленные мероприятия, организованные и проводимые секцией по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в России, сопровождались Научно-экспертным советом Морской коллегии при Правительстве РФ, в обязательном порядке рассматривались и согласовывались на его заседаниях.

Так, 30 августа 2017 года на очередном заседании Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации мы обсуждали ход выполнения решения Морской коллегии от 21 декабря 2016 года по вопросу развития Балаклавской бухты города Севастополя. 5 декабря того же года на заседании НЭС мы уже рассматривали концепцию развития Балаклавской бухты Севастополя. Отмечу, что наши совещания всегда проходили в очень конструктивной и деловой атмосфере. При обсуждении вопросов, связанных с гражданским развитием Балаклавской бухты города Севастополя в качестве международного центра туризма и в целом – морского яхтенного туризма и строительства марин в России, высказывались содержательные инициативы и предложения, основанные на глубоком знании действующего законодательства, высоком управленческом профессионализме и большом жизненном опыте членов Научно-экспертного совета.

В завершении статьи хочу выразить слова глубокой благодарности за внимание и поддержку в решении яхтенных проблем и вопросов, неравнодушие и отзывчивость председателю НЭС Льву Михайловичу Клячко, его заместителю Александру Леонидовичу Балыбердину и в их лице членам нашей секции по развитию морского яхтенного туризма и строительству марин в России и всего Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ.

Вряд ли вышла бы у нас результативная работа, если б в своё время не была оказана нам поддержка со стороны руководителей полуострова: полномочного представителя Президента РФ в Крымском федеральном округе Олега Белавенцева, главы Крыма Сергея Аксёнова, губернатора Севастополя Сергея Меняйло и многих-многих других, – а также командующих Краснознамённым Черноморским флотом ВМФ России: адмирала Александра Витко и вице-адмирала Александра Моисеева. 

Самые добрые слова адресую крымским и севастопольским соратникам, сплочённой команде корифеев парусного спорта в лице президента Федерации парусного спорта Севастополя Валерия Зубкова и президента Ассоциации яхтсменов Чёрного моря, вице-президента Федерации парусного спорта Севастополя Игоря Петрова.

Боюсь, что вдруг кого-то не назову и этим ненароком обижу.

Поэтому говорю огромное спасибо всем, для кого святы яхтенные паруса над крутыми черноморскими волнами, гортанные крики чаек и свежий попутный ветер!