Совет по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике

I. Общие положения

1. Совет по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике (далее – Совет) создан Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2024 г. № 691 «О Морской коллегии Российской Федерации» в целях выполнения возложенных на Морскую коллегию Российской Федерации (далее – Морская коллегия) задач по выработке мер, направленных на защиту национальных интересов Российской Федерации в Арктике и обеспечение проведения национальной морской политики на арктическом направлении, а также для подготовки предложений по обеспечению координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций при реализации указанных мер.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Морской коллегии, настоящим Положением.  

II. Функции Совета

3. На Совет возлагаются следующие функции:

а) анализ и оценка хода реализации приоритетов национальной морской политики на арктическом направлении;

б) проработка мер, направленных на защиту национальных интересов России в Арктике и реализацию национальной морской политики на арктическом направлении;

в) анализ состояния и перспектив развития международной, в том числе военно-политической, обстановки в Арктике и социально-экономической ситуации в Арктической зоне Российской Федерации с учетом необходимости обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике;

г) выявление внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации в Арктике;

д) подготовка предложений и рекомендаций Морской коллегии по вопросам, связанным с защитой национальных интересов Российской Федерации в Арктике и реализацией национальной морской политики в регионе, включая вопросы:

  • формирования и совершенствования национальной морской политики на арктическом направлении;

  • организации обороны, мобилизационной готовности, военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в Арктике;

  • организации конструктивного международного сотрудничества в Арктике, противодействия политике иностранных государств, представляющей угрозу национальным интересам Российской Федерации в данном регионе;

  • финансового обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований на эти цели;

  • обеспечения координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и организаций при решении задач национальной морской политики на арктическом направлении с учётом необходимости обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике;

  • подготовки проектов решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование национальной морской политики на арктическом направлении и защиту национальных интересов Российской Федерации в Арктике;

  • совершенствования нормативно-правового обеспечения реализации национальной морской политики на арктическом направлении;

е) подготовка поручений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям по вопросам, входящим в компетенцию Совета, включая вопросы:

  • развития Северного морского пути в целях превращения его в безопасную круглогодичную и конкурентоспособную на мировом рынке национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации;

  • развития системы управления судоходством в акватории Северного морского пути, совершенствования навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения;

  • развития ледокольного, транспортного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в целях обеспечения безопасного, круглогодичного и экономически выгодного судоходства в акватории Северного морского пути и других транспортных коридорах Арктической зоны Российской Федерации;

  • развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с учётом необходимости обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике;

  • комплексного развития портовой инфраструктуры Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации, её сопряжения с внутренними водными путями и обеспечения развития железнодорожных и автомобильных подъездных путей;

  • реализации мероприятий северного завоза;

  • освоения ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации;

  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктике и преодоления их последствий, создания аварийно-спасательных центров;

  • обеспечения экологической безопасности и охраны экосистем Арктической зоны Российской Федерации, ликвидации накопленного вреда окружающей среде, рационального природопользования;

  • научного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, в том числе национальной морской политики, организации проведения комплексных морских научных исследований в Заполярье.

ж) подготовка предложений для формирования плана работы Морской коллегии. 

III. Порядок формирования и деятельности Совета

4. Положение о Совете и его состав утверждаются председателем Морской коллегии.

5. Руководитель Совета организует работу Совета, определяет состав участников заседаний Совета и ведет его заседания, в случае необходимости вносит в повестку дня заседаний Совета дополнительные вопросы, взаимодействует по вопросам, входящим в компетенцию Совета, с руководителями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций, осуществляет контроль принятых Советом решений, докладывает председателю Морской коллегии о ходе реализации принятых Советом решений.

6. Совет для осуществления своих функций имеет право:

а) приглашать на свои заседания не входящих в состав Совета представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и организаций, заслушивать их по вопросам, относящихся к ведению Совета;

б) взаимодействовать по вопросам, входящим в компетенцию Совета, с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, запрашивать и получать
от них в установленном порядке необходимые материалы
и информацию;

в) пользоваться в установленном порядке государственными информационными системами;

г) образовывать временные межведомственные рабочие группы из числа лиц, входящих в состав Совета, а также из числа
не входящих в его состав учёных, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и организаций;  

д) представлять в Морскую коллегию информацию по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

7. Работа Совета осуществляется в соответствии с планом его работы, утверждаемым руководителем Совета по согласованию
с председателем Морской коллегии. При необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

8. Заседания Совета могут проводиться в очной форме, заочной форме и в режиме видеоконференцсвязи.

Заседание Совета считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины входящих в его состав членов Совета.

9. Заседания Совета проводит руководитель Совета либо по его поручению один из членов Совета.

10. Члены Совета участвуют в его заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Совета на заседании он вправе изложить своё мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

11. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Совета.

12. Решения Совета оформляются протоколом, который подписывает председательствующий на заседании Совета
и утверждает председатель Морской коллегии.

По решению председателя Морской коллегии предложения, содержащиеся в протоколе заседания Совета, могут быть вынесены на рассмотрение Морской коллегии.

13. Протокол заседания Совета (выписка из протокола, утвержденная председателем Совета) направляется
в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации
и организации для реализации с последующим уведомлением председателя Морской коллегии о результатах принятых мер.

14. По инициативе руководителя Совета проблемы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике, требующие коллегиального решения Морской коллегии, могут предлагаться на рассмотрение Морской коллегии.

15. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОСТАВ

Трутнев Ю.П.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (руководитель Совета по защите национальных интересов России в Арктике)

Алиханов А.А.

Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Бабашкин В.Ю.

заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики

Булавин В.И.

председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и Безопасности

Вахруков С.А.

начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики

Грушко А.В.

заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации

Козлов А.А.

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Криворучко А.Ю.

заместитель Министра обороны Российской Федерации

Куликов С.А.

генеральный директор федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства"

Кулишов В.Г.

первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России

Куренков А.В.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Лихачёв А.Е.

генеральный директор Госкорпорации "Росатом"

Левитин И.Е.

советник Президента Российской Федерации

Лут О.Н.

Министр сельского хозяйства Российской Федерации

Михельсон Л.В.

председатель правления публичного акционерного общества "НОВАТЭК"

Моисеев А.А.

главнокомандующий Военно-Морским Флотом

Парфенчиков А.О.

Глава Республики Карелия

Поспелов В.Я.

первый заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр"

Петров Е.И.

руководитель Роснедр

Разинкин А.В.

первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации

Скворцова В.И.

руководитель ФМБА России

Старовойт Р.В.

Министр транспорта Российской Федерации

Тарасенко А.В.

руководитель Росморречфлота

Фальков В.Н.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Франк С.О.

председатель совета директоров публичного акционерного общества "Современный коммерческий флот"

Цивилев С.Е.

Министр энергетики Российской Федерации

Цыбульский А.В.

Губернатор Архангельской области

Чекунков А.О.

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

Чибис А.В.

Губернатор Мурманской области

Шишкин А.Н.

член Морской коллегии Российской Федерации

Шумаков И.А.

руководитель Росгидромета

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совет по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике (далее – Совет) создан Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2024 г. № 691 «О Морской коллегии Российской Федерации» в целях выполнения возложенных на Морскую коллегию Российской Федерации (далее – Морская коллегия) задач по выработке мер, направленных на защиту национальных интересов Российской Федерации в Арктике и обеспечение проведения национальной морской политики на арктическом направлении, а также для подготовки предложений по обеспечению координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций при реализации указанных мер.
ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ПЛАНЫ РАБОТ