Совет по морской деятельности, г.Санкт-Петербург

Положение о Морском совете при Правительстве Санкт-Петербурга утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2004 № 1203. Согласно этому документу Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга является постоянно действующим координационным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, способствующим обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, предприятий и организаций в области морской деятельности. Целью деятельности Совета является создание условий для реализации в Санкт-Петербурге национальной морской политики Российской Федерации и формируемой на ее основе государственной политики Санкт-Петербурга в области морской деятельности.

Основными задачами Совета являются:

информационно-аналитическое, научное обеспечение реализации в Санкт-Петербурге национальной морской политики Российской Федерации и формируемой на ее основе государственной политики Санкт-Петербурга в области морской деятельности;

подготовка предложений и рекомендаций Губернатору Санкт-Петербурга и Правительству Санкт-Петербурга, способствующих наиболее полной реализации геополитического, транспортного, промышленного, военно-стратегического, научного, образовательного и культурного потенциалов Санкт-Петербурга в области морской деятельности;

поддержание и укрепление статуса Санкт-Петербурга как морской столицы Российской Федерации;

повышение конкурентоспособности российских организаций и предприятий, участвующих в морской деятельности.

Сопредседателями Морского совета являются губернатор Санкт-Петербурга Полтавченко Георгий Сергеевич и главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал Королёв Владимир Иванович.

В 2016 году на заседаниях Совета планировалось рассмотреть следующие важнейшие вопросы развития морской деятельности в Санкт-Петербурге:

о рекомендации морского постоянного многостороннего пункта пропуска в морском порту  «Пассажирский порт Санкт-Петрербурга»;

о реализации проекта строительства многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка»;

об экологической безопасности и перевалочной деятельности в морском порту «Большой порт Санкт-Петербурга»;

об организации перевозок пассажиров и грузов через морские порты «Большой порт Санкт-Петербурга», «Пассажирский порт Санкт-Петрербурга» в связи с вводом в эксплуатацию центрального участка Западного скоростного диаметра;

о подготовке инфраструктуры водного транспорта, операторов к проведению в Санкт-Петербурге Чемпионата мира по футболу в 2018 году;

о создании кластера судостроения в Санкт-Петербурге;

о состоянии морской медицины и концептуальных подходах к ее развитию в Российской Федерации.

Значительная работа была проведена Советом в предыдущие годы. Так,  в целях повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса в 2007 году при активном участии членов Морского совета Правительством Санкт-Петербурга одобрена и в 2010 году откорректирована Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга.

Практическая реализация Стратегии осуществлялась посредством выполнения Перечня мероприятий на 2010-2015 годы. В рамках мероприятий по развитию морского транспорта реализуется Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт- Петербург.

Грузооборот Большого порта в 2015 году составил 51,5 млн. тонн, что составляет 84% от показателя 2014 года - рекордного за всю историю порта 61 млн. тонн и 88% от показателя 2010 года (58 млн.тонн). В целях увеличения доли высокотехнологичных экологически чистых грузов в общем грузообороте порта и изменения структуры грузооборота за счет роста числа контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов осуществлялось строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка».

В настоящий момент реализован первый этап проекта с расчетным грузооборотом 500 тыс. контейнеров и 130 тыс. единиц Ro-Ro грузов в год. В декабре 2015 года ММПК «Бронка» введен в коммерческую эксплуатацию. Площадь контейнерного терминала составляет 107 га, терминала накатных грузов - 57 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составляет 1220 м (5 причалов), терминала накатных грузов - 630 м (3 причала).

Для развития потенциала морских перевозок в Санкт-Петербурге был реализован комплекс мероприятий по стимулированию развития круизного и регулярного паромного сообщения между Санкт-Петербургом и портами других европейских городов. В 2011 году с Морского вокзала, расположенного на Васильевском острове, начала функционировать паромная линия Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Таллин - Санкт- Петербург.

Ежегодно паромными судами «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» перевозится более 300 тыс. пассажиров. Этому способствовало в том числе и введение безвизового режима на 72 часа для пассажиров круизных и паромных судов в соответствии со ст. 25.11 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Вместе с тем в настоящее время существует риск снижения темпов развития паромного сообщения Санкт-Петербурга. Паромным оператором осуществлена продажа одного из паромов (использовался на линии Санкт-Петербург - Хельсинки), функционирование второго парома на линии Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Таллин в 2017 году будет определяться, исходя из параметров финансово-экономической эффективности.

Кроме того, в настоящее время паромный оператор рассматривает возможность смены места обслуживания пассажирских паромов из-за отсутствия подтверждения со стороны ЗАО «Морской вокзал» приема судов в 2017 году на причалах Морского вокзала. Данная ситуация может привести к закрытию единственной паромной линии, что повлечет за собой существенные финансовые потери, значительную недозагрузку транспортной и туристской инфраструктуры, имиджевые и репутационные потери.

В сложившихся условиях подготовлены предложения по базированию указанных паромных судов на территории морского порта Пассажирский порт Санкт- Петербург (Морской фасад) по временной технологической схеме. Подготовлено соответствующее обращение в Федеральную таможенную службу. Одним из ключевых инфраструктурных. проектов транспортно­логистического комплекса Санкт-Петербурга является строительство и функционирование нового морского пассажирского терминала на Васильевском острове морской порт «Пассажирский порт Санкт- Петербург».

В мае 2011 года данный комплекс передан в собственность Санкт-Петербурга. Оператором порта является АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», 100 % уставного капитала, которого находится в собственности Санкт-Петербурга. Общий объем финансирования данного проекта составил 17,6 млрд. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 7,6 млрд. руб., внебюджетных источников - 10,0 млрд. руб.

Ежегодный пассажиропоток в среднем немногим менее 500 тыс. человек, количество судозаходов составляет 220-230 в год в зависимости от длины и вместимости судов. Среди основных тенденций в навигацию 2015 года - повышение вместимости круизных судов, что становится возможным благодаря вводу в эксплуатацию новых лайнеров.

В 2011 году одобрен Стратегический план развития порта на период до 2016 года и на перспективу до 2020 года, в соответствии с которым планируется установление круглогодичного паромного сообщения с возможностью приема грузового автотранспорта. В 2015 году издано распоряжение Правительства Российской Федерации об изменении классификации пункта пропуска с пассажирского на грузо­пассажирский. Реализация мероприятий по реконструкции пункта пропуска запланирована в период 2016-2017 гг.

Грузопассажирский статус пункта пропуска позволит организовать в порту круглогодичное паромное сообщение на регулярной основе с предоставлением полного спектра услуг для паромных судов, включая возможность обработки накатных грузов (грузового автотранспорта).

Благодаря инициативе членов Морского совета, поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации построено 2 ледокола, обеспечивающих судоходство в акватории Финского залива.

Кроме того, сфера деятельности Морского совета неуклонно расширяется. За последние три года в структуре Морского совета образованы Полярная комиссия и Секция по морской медицине. Создание Полярной комиссии обусловлено наличием в Санкт-Петербурге ведущих профильных организаций, выполняющих работы по полярной тематике. По рекомендации Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии в Морском совете планируется создание постоянной комиссии по морскому наследию.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Положение о Морском совете г.Санкт-Петербурга
29.06.2004
СОСТАВ
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Секции и комиссии Морского совета
08.11.2016
Состав Морского совета
24.10.2016
в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2016 № 911
Президиум Морского совета
24.10.2016
в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2016 № 911