"Морская Наука и Техника": О модульной системе спасения экипажей аварийных подводных лодок


Из журнала Морская наука и техника №2 2022 (Стр. 46 – 51) (Ссылка на статью в журнале)



А.Г. Храмов, капитан 1 ранга запаса, главный водолазный специалист АО «Флаг Альфа», Герой Российской Федерации.
В.Я. Каганский, капитан 1 ранга запаса.

В условиях беспрецедентного экономического давления на Россию модульная система спасания экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, может стать дополнительным средством спасания и оказания специализированной помощи подводникам, выведенным из отсеков с избыточным давлением.

В качестве вступления считаем целесообразным напомнить читателям, что в настоящее время основным средством спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте, с помощью сил и средств поисково-спасательной службы Военно-морского флота, являются спасательные глубоководные аппараты (СГА) проектов 1855 (фото 1), 18270 и 18271.

Спасательные мероприятия включают посадку СГА на комингс-площадку ПЛ со спасательным люком, герметичное присоединение к комингс-площадке ПЛ и последующий переход подводников (до 20 человек) из отсеков ПЛ в СГА.

1.jpg
Фото № 1. СГА проекта 18271

Предваряя возможные вопросы, поясним: посадка и герметичное присоединение СГА к комингс-площадке возможны только при чистой поверхности «зеркала» комингс-площадки - прочного металлического опорного кольца, обрамляющего спасательный люк ПЛ. Проверки обеспечения такой герметичной посадки СГА, для каждой ПЛ проводятся заводами-строителями (фото 1).

Сильное загрязнение, повреждение кольца комингс-площадки, непреднамеренно оставленные (или появившиеся в результате аварии) на ней предметы, стальные или капроновые тросы (фото 2), могут явиться причиной проблем при посадке СГА на ПЛ.

С целью предупреждения подобных проблем, перед спуском СГА выполняются подготовительные работы, включающие, в том числе, осмотр и, при необходимости, очистку комингс-площадки для посадки СГА; а также мероприятия, обеспечивающие поддержание жизнедеятельности подводников в отсеках ПЛ и подготовку к выходу. Эти работы выполняются водолазами в пределах освоенных глубин, телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА) различных типов (с рабочими глубинами 350-1000 м) и обитаемыми подводными аппаратами типа АРС-600 (до 600 м), оснащение которыми спасательных судов и подразделений поисково-спасательной службы ВМФ было инициировано трагедией с АПК «Курск» и Морской доктриной Российской Федерации [1] и реализовано мероприятиями «Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года» [2].

2.jpg

Фото № 2 Комингс-площадка ПЛ (стрелкой показан трос, лежащий на зеркале).

Закончив с необходимыми пояснениями, продолжим.

После подъема СГА на борт судна подводники при отсутствии давления в отсеках ПЛ выходят на палубу или во внутренние помещения судна, при наличии давленияпереходят в барокамеры судна для прохождения декомпрессии.

И в обеспечении этого «перехода в барокамеры судна для прохождения декомпрессии», сегодня существует не решенная полностью проблема в оказании специализированной помощи подводникам, выведенным из отсеков с избыточным давлением аварийных подводных лодок, лежащих на грунте.

На рубеже 70-80-х годов прошлого века одновременно в составе ВМФ СССР было 23 спасательных судна подводных лодок (СС ПЛ) (пр.532 – 13 ед., пр.527 – 9 ед., пр.530 – 01 ед.), с которых можно было проводить глубоководные водолазные спуски на глубины до 200 м и спасание экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, в том числе из отсеков с повышенным до 6 кгс/см2 давлением, с помощью спасательного колокола СК-64. Спасательный колокол (СК) мог присоединиться («присосаться») к комингс-площадке ПЛ, лежащей на грунте, и после осушения предкамеры, принять «на свой борт» до 8 подводников. После подъема СК на поверхность подводники выходили из него через верхний люк на палубу спасателя. При наличии давления СК поднимался на борт, присоединялся к барокамерам судна для перевода в них подводников для проведения декомпрессии.

Также, в составе ВМФ имелись две уникальные спасательные ПЛ проекта 940, несущие по два СГА и глубоководному водолазному комплексу с глубиной работы водолазов до 300 метров. В 1981 и 1989 г.г. спасательный флот пополнился двумя спасателями проекта 537, которые имели на борту два штатных СГА и глубоководный водолазный комплекс, предусматривающий, помимо осуществления глубоководных водолазных работ методом длительного пребывания на глубинах до 200 метров, возможность размещения спасенных из условий избыточного давления подводников. 

Весь этот флот спасателей канул в небытие в годы «лихих» 90-х…

Сегодня в ВМФ имеются только два специализированных спасательных судна (СС), изначально спроектированных и построенных для спасания экипажей аварийных ПЛ, имеющих на борту и СГА, и комплекс барокамер для принятия спасенных подводников: СС проекта 537 «Алагез» (в составе ВМФ с 1989 г., фото 3) и СС проекта 21300 «Игорь Белоусов». Также имеется пять СС, переоборудованных в суда-носители СГА, но не имеющих барокамер для подводников: два СС проекта 05360 (1979), два СС проекта 05361 (1982) и одно СС на базе килектора проекта 141 (1988). Еще один спасатель - СС «Эпрон» (1959) проекта 527М имеет комплекс барокамер, спасательный колокол СК-64, но не имеет возможности принимать на борт СГА [3].

3.jpg

Фото № 3 Спасательное судно подводных лодок проекта 53 «Алагез»

   Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года, в том числе должна была решить проблему обеспечения полноценного оказания специализированной помощи подводникам, выведенным из отсеков с избыточным давлением аварийных подводных лодок, лежащих на грунте; для чего предусматривала строительство в 2016-2020 годах серии из шести СС проекта 21300.

Экономические санкции США и Евросоюза, введенные против России, реализацию мероприятий Концепции, в части строительства серии СС проекта 21300, притормозили.

В этих условиях решение командования ВМФ, принятое в 2018 году, о создании, дополнительно к спасательным судам, модульной системы спасания экипажей аварийных ПЛ (МССЭ ПЛ), лежащих на грунте, которая может быть установлена на СС проекта 141 и на других (сегодня многих!) неспециализированных судах, имеющих для размещения модулей системы необходимые площади палуб, представляется сегодня необыкновенно прозорливым. 

Решение принималось не на «голом» месте, в ВМФ уже имелись технические средства, в том числе, принятые на вооружение и используемые на всех флотах, которые могли быть элементами МССЭ ПЛ: СГА, ТНПА, обитаемые аппараты, автотранспорт для оперативной доставки, суда-носители с необходимыми свободными площадями палубы и спуско-подъемными устройствами для спуска и подъема СГА. Не было, приспособленного к транспортированию, барокомплекса для большого числа спасенных из-под давления подводников.

Сегодня можно констатировать, что создание модульной системы МССЭ ПЛ, практически завершено. Без громких и хвалебных заявлений по ходу работы, в условиях жесткого санкционного давления, реализации экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на импортозамещение, санкт-петербургским предприятием АО «Флаг Альфа» была успешно выполнена ОКР «Лучина» [4] и, созданный в ходе работы, опытный образец комплекса барокамер МССЭ ПЛ успешно предъявлен Заказчику.

В процессе работы были обоснованы, спроектированы и впервые в истории России изготовлены все элементы комплекса барокамер МССЭ ПЛ, включающего: приёмно-стыковочный отсек, обеспечивающий посадку на него СГА и переход под повышенным давлением спасенных подводников из СГА в приёмно-переходную барокамеру; приёмно-переходную барокамеру, предназначенную для санитарной обработки подводников и оказания им первичной медицинской помощи; и барокамер диаметром 2200 мм, предназначенных для обеспечения плавного вывода подводников из условий повышенного давления (для декомпрессии) (фото 4).

4_1.jpg

Фото № 4. Барокамеры модульной системы МССЭ, соединенные в единый комплекс в цехе 

Все барокамеры оборудованы продублированными системами жизнеобеспечения для создания, контроля и коррекции газовой среды, необходимой для длительного и комфортного нахождения в отсеках. Отсеки оборудованы системой контроля параметров микроклимата и непрерывного газового анализа среды в отсеках, обеспечивающей выдачу тревожного сигнала при приближении величин газовых компонентов среды к физиологически предельно допустимым значениям, и представленной исключительно отечественными приборами и оборудованием. В каждом отсеке также обеспечена возможность отбора проб газовой среды из отсеков для контрольного анализа её состава с помощью переносных газоанализаторов.

Коррекция состава газовой среды каждого отсека обеспечена как по замкнутой схеме - с дозированной подачей кислорода в отсеки барокамеры (с целью поддержания в отсеке барокамеры необходимого газового состава по кислороду) и очисткой от диоксида углерода и ряда вредных веществ (выделяемых человеком в процессе метаболизма, таких как: окись углерода, аммиак, сероводород и др.) портативными блоками очистки, - так и обычной вентиляцией отсека сжатым воздухом.

Приёмно-переходная барокамера и барокамеры для декомпрессии подводников оборудованы системами пресной (холодной и горячей) воды, санитарно-фановой системой.

Все отсеки оборудованы внутренними светодиодными приборами освещения отсеков барокамеры, позволившими значительно улучшить освещение внутреннего объема отсеков барокамер, и менее пожароопасными при эксплуатации; видеокамерами мониторинга за обстановкой в отсеках барокамеры; системами пожарной сигнализации и водяного распыления.

Конструкция последней обеспечивает автоматическое приведение её в немедленную готовность к использованию, - с момента подачи сжатого воздуха на пульт барокамеры перед началом повышения в ней давления. Запуск системы обеспечивается как оператором барокамеры, так и подводниками, находящимися внутри барокамеры.

Многие новые, разработанные в процессе выполнения ОКР,  конструктивные решения позволили существенно повысить безопасность и комфортность нахождения подводников в отсеках под давлением; минимизировать количество требуемого для обслуживания систем барокамер персонала; снизить затраты на проведение подготовки барокамер к использованию по назначению, на проведение их технического освидетельствования или технического диагностирования; обеспечивающие возможность замены составных элементов барокамеры аналогичными элементами при сохранении работоспособности барокамеры по прямому назначению в целом.

Отдельные элементы конструкции барокамер уникальны, разработаны и применены ВПЕРВЫЕ. И в области водолазного дела, а применительно к «специальному судовому оборудованию», отчасти, и в области судостроительной.

Так, с целью предупреждения возникновения каких-либо опасных напряжений от общего продольного изгиба судна-носителя МССЭ ПЛ в соединительных фланцах барокамер, прочно и герметично соединенных друг с другом в единую систему (и довольно длинную линию), для соединения барокамер использован вновь разработанный Монтажный комплекс стыковки. В основе монтажного комплекса использован прочный эластичный резиновый тубус обеспечивающий и недопущение возникновения каких-либо напряжений в соединении барокамер, и нивелирование неточности установки барокамер относительно друг друга, и безусловные удобство и оперативность при сборке/разборке модульной системы в целом.

4_5.jpg

Команда в барокамере

Другим, любопытным и абсолютно новым по конструкции элементом барокамер МССЭ ПЛ, является медицинский шлюз съемной конструкции. Габаритные размеры модуля барокамеры (без шлюза) обеспечивают её транспортировку всеми видами транспорта в полном соответствии с нормативами, действующими для соответствующих видов транспортировки. Выступающий за габариты модуля шлюз демонтируется перед транспортированием модуля с барокамерой и устанавливается на штатное место при подготовке барокамеры к использованию. Нельзя не отметить и инновационное, изящное конструкторское решение, позволившее создать крышку внутреннего переходного межотсечного люка, обеспечивающую её герметичное закрытие при наличии повышенного давления до 1,0 Мпа (10 кгс/см2) с любой стороны крышки.

Все модули комплекса могут транспортироваться любым видом транспорта по территории Российской Федерации, позволяют оперативно установить их на носитель и приготовить к использованию по прямому назначению.

Рамки статьи, к сожалению, не позволяют полно рассказать о всех инновационных решениях, использованных в созданном опытном образце комплекса барокамер МССЭ ПЛ. В настоящее время на Канонерском заводе завершаются государственные испытания опытного образца комплекса барокамер МССЭ ПЛ, установленного на СС проекта 141 (фото 5), в ходе которых проверятся в том числе «на прочность» и все новые конструкторские решения.

5.jpg
Фото № 5. Барокамеры модульной системы МССЭ, соединенные в единый комплекс в цехе.

Впереди итоговая проверка работоспособности всей системы в морских условиях, которая, мы уверены, подтвердит правильность альтернативного пути обеспечения специализированной помощи подводникам, выведенным из аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, в том числе из отсеков с избыточным давлением; и подтвердит соответствие созданного образца системы МССЭ ПЛ современным тенденциям развития систем спасания экипажей ПЛ. 

Литература:

1. Морская доктрина Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (дата обращения 08.07.2022).

2. Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года, утверждена министром обороны Российской Федерации в 2014 году. [Электронный ресурс]: URL: http://psihdocs.ru/koncepciya-razvitiya-sistemi-poiskovo-spasatelenogo-obespechen.html (дата обращения 08.07.2022).

3. Форст А.А., Шамалов А.А. Спасательные суда ВМФ // Морской вестник. – 2020, № 2 (74), с.31-41.

4. В России начали разработку модульной системы спасения подводников. [Электронный ресурс]: URL: https://sdelanounas. u/blogs/113431/ (дата обращения 08.07.2022).